Роль и значение потребительского кредита
Страница 1

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребителя и является средством удовлетворения потребительских нужд населения.

Потребительский кредит ускоряет процесс получения определенных благ (товаров, услуг, недвижимости), которые физические лица могли бы приобрести в будущем при условии накопления определенной суммы денежных средств. Предоставление кредита населению увеличивает его текущий платежеспособный спрос, что повышает жизненный уровень [34, с. 353].

Можно выделить ряд факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов:

• наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

• наличие так называемых "белых", "серых" и "черных" доходов физических лиц потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;

• неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком [11, с. 48].

В связи с мировым финансовым кризисом объемы кредитов, выданных населению в 2009 году, снизился почти на 50%. К концу августа 2008 года банки выдали физическим лицам более 2,8 трлн. руб. С началом кризиса рост кредитного портфеля физических лиц прекратился, и в течение 2009 года наблюдалось сокращение портфеля кредитования, в среднем на 2% ежемесячно [42].

На начало декабря 2009 года портфель потребительских кредитов сократился на 18% относительно января, составив при этом 2,33 трлн. руб. При этом общий объем просроченной задолженности по потребительским кредитам вырос на 58% и составил на 01 ноября 2009 года 241 050,7 млн. руб. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам физическим лицам увеличился за 2008 год с 3,27% до 3,70%, а к концу 2009 года достиг 6,75%. Потребительские кредиты в настоящее время составляют лишь треть всего рынка потребительского кредитования [43].

Причины такого снижения в нежелании лишний раз связываться с кредитованием. Если у потребителей это связано с неопределенностью в отношении своего дальнейшего финансового положения, то для банкиров актуальной остается проблема «плохих» долгов и необходимость создания под них резервов [44].

Исследуя потребительские кредиты в фиалах банков Омской области обратимся к таблице 2.

Из таблицы мы видим, что произошло снижение объемов кредитов в 2009 году. Так, объем кредитов «ВТБ 24» (1 место) за истекший год снизился почти на 28% и составил порядка 75 млрд. руб. На второй строчке находится «Альфа-Банк», понесший меньшие потери, всего 14% от объема 2008 года, занимающий третье место (44.6 млрд. руб.). Объемы кредитов у «ОТП Банк», «Россельхозбанк» и «Русфинанс Банк», занимающих третье, четвертое и пятое места, соответственно, упали менее чем на 10%. На шестом месте - «Росбанк», аналогичный показатель которого составил порядка 13 млрд. руб., против 34.6 млрд. руб. годом ранее. На седьмом, восьмом и девятом местах, соответственно, находятся «Совкомбанк» (11.5 млрд. руб., -5.21%), «Уралсиб» (7.5 млрд. руб., -45.52%) и «Транскредитбанк» (10.6 млрд. руб., -62.47%). Но среди банков есть и исключение. Например объем кредитов банка «Юниаструм Банк» вырос на 123.98% и составил почти 2.2 млрд. руб. [45].

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.