Денежная система: сущность, структура и функции

Денежная система – исторически сложившаяся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Главным элементом денежной системы является такая экономическая категория, как деньги.

Деньги – товар особого рода, всеобщий эквивалент, выполняющий ряд функций. Рассмотрим основные функции денег:

Рисунок 3 – Функции денег[1].

В современной теории и практике зарубежных стран используется ряд принципов организации денежных систем:

· централизованное регулирование со стороны государства;

· наличие механизма планирования и прогнозирования денежного оборота

· гибкость, согласно которой закон денежного обращения должен находиться в равновесии, т.е. MV = PQ, где M – денежная масса, V – скорость обращения денег, P – уровень цен, Q – объем товаров и услуг;

· денежная эмиссия имеет кредитный характер, т.е. наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций;

· центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству.

Количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны.

В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований[1, с. 19-23].

Рассмотрим виды денежных систем в зависимости от вида денег:

Рисунок 4 – Виды денежных систем в зависимости от вида денег

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.