Ретроспективный анализ кредитно-денежной системы РБ
Страница 3

1. В 2000 г. был начат переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). К настоящему времени большая часть стандартов в банковской системе внедрена (всего их около 40). В совокупности с тем, что финансовая отчетность банков в обязательном порядке должна подтверждаться внешним аудитом, а также тем, что согласно требованию Национального банка все банки обязаны публиковать основные документы финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчеты о прибыли и убытках, движении денежных фондов, об изменениях в собственном капитале) и предоставлять их своим клиентам по первому требованию — это в принципе создает хорошую основу для достижения высокой степени финансовой прозрачности.

Вместе с тем данная мера, при всей ее важности, в значительной степени обесценивается тем, что вне банковской системы, то есть в остальной экономике, действует традиционная система бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которая во многом аналогична существовавшей в условиях административной экономики.

2. Национальный банк взял на себя инициативу по формированию Бюро кредитных историй. К настоящему времени создана информационная база по заемщикам и отработан организационный механизм ее обновления, а также предоставления информации. Вместе с тем следует понимать, что для того, чтобы этот институт заработал в полную силу, должен пройти определенный промежуток времени.

3. Были предприняты существенные усилия, направленные на совершенствование нормативной базы, регламентирующей кредитные операции. После чрезмерной регламентации кредитного процесса в конце 1990-х — начале 2000-х гг. принимались меры, направленные на его упрощение и рационализацию. Сегодня нормативная база, определяющая кредитные операции, не вызывает значительных нареканий у работников кредитных подразделений банков. Вместе с тем они заявляют о том, что наибольшие проблемы для поддержания высокого качества кредитного портфеля связаны с обще-экономическими условиями, включая действующее законодательство и институциональную структуру, трудности с реализацией залога)[17].

4. Несмотря на то, что с 2000 г. Национальный банк отказался от выдачи прямых кредитов экономике, примерно с этого же времени банки начали кредитовать государственные программы на квазирыночной основе. Очевидно, что растущая экономика требует соответствующих финансовых ресурсов.

Однако если этот рост не сопровождается ростом эффективности и нормальной платежеспособностью, ясно, что соответствующие кредитные ресурсы не могут предоставляться банковской системой в необходимых размерах на рыночных принципах. Возможно, это оправдано с точки зрения социальной ориентации белорусской социально-экономической модели. Но надежность таких кредитов не всегда удовлетворительна. Это может привести к сокращению доступных заемных фондов для других секторов экономики, а также повышению общей нормы процента.

Современный этап (начиная с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2007 г. положение изменилось. Началось ускорение инфляции (табл. 2), которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Ставка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервые с 1999 г.) — она стала отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню ставки рефинансирования (в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать (табл. 2). С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках. Таковы основные этапы кредитно-денежной системы республики. Рассмотрим агрегированную оценку уровня развития и институциональной стабильности кредитно-денежной системы)[18].

Уровень развития и степень макроэкономической стабильности кедитно-денежной системы характеризуется множеством аспектов. Для его комплексной оценки могут использоваться десятки показателей. В данном исследовании использован иной, индикативный подход, который заключается в том, что для оценки определенного существенного качества системы выбирается один или несколько индикаторов. Их значение в интегральном виде отражает его количественную оценку. В качестве индикаторов уровня стабильности и макроэкономической эффективности выбраны следующие:

● индикатор уровня развития: отношение совокупной денежной массы (агрегат М3) к сумме наличных денег в обращении (агрегат М0);

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.