Банковская деятельность, ее принципы и общие положения
Страница 1

Банк является юридическим лицом, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.

Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах.

Банковская деятельность отражает специфику, которой обладает банк, а именно:

– функционирует исключительно в сфере обращения;

– производит банковский продукт, отличный от продукта сферы материального производства (деньги, платежные средства);

– выступает посредником в организации кредитных отношений при привлечении средств кредиторов и их размещении от своего имени;

– является посредником при перемещении денежных средств от покупателей к продавцам, от плательщиков к получателям при проведении расчетов по счетам, в том числе и за счет кредита.

Результат деятельности банка есть банковский продукт, который создается трудом персонала банка, носит в основном нематериальный характер и отражается в безналичной форме путем записей по счетам. Банковский продукт создается с использованием банковских операций. В целом банковскую деятельность определяют как совокупность совершаемых банковских операций, направленных на получение прибыли.

Деятельность банка базируется на определенных принципах, закрепленных в банковском законодательстве. Основными принципами банковской деятельности, согласно Банковскому кодексу являются:

– обязательность получения лицензии на осуществление банковской деятельности;

– независимость банков в своей деятельности;

– разграничение ответственности между банками и государством;

– обязательность соблюдения установленных нормативов безопасного функционирования;

– обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;

– обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

– обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

В соответствии с принципами банковской деятельности, банк является организацией, самостоятельной в своей деятельности, и вмешательство государства или государственных органов в эту деятельность допускается лишь в определенных законодательством случаях. Вместе с тем банковская деятельность подлежит государственному регулированию, заключающемуся в государственной регистрации банков, лицензировании, установлении нормативов безопасного функционирования, запретов и ограничений, а также надзоре за деятельностью банков. Государство возлагает на банк контроль по кассовым операциям клиентов и функции агента валютного контроля.

Банк в отношениях с клиентами придерживается следующих правил:

– взаимная заинтересованность;

– платность;

– договорная форма отношений.

Взаимоотношения банка и клиентов строятся на основе банковского законодательства, которое регулирует отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливает права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.

К актам банковского законодательства относятся:

1. Законодательные акты.

2. Распоряжения Президента, которые носят нормативный характер.

3. Постановления Правительства.

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.