Вексельная правосубъектность
Страница 2

(ст.29 ГК РФ). Определяющим фактом в этих случаях будет решение суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности.

Таким образом, ни гражданским законодательством, ни в Законе не установлена особая правосубъектность физических лиц - участников вексельных отношений.

Из этого можно сделать вывод, что векселеспособность физических лиц определяется по общим правилам Гражданского Кодекса РФ о право и дееспособности.

В соответствии с Законом участниками (субъектами) ввексельных отношений могут быть юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Если правосубъетность физических лиц неотделима от них самих и не подтверждена самостоятельному изменению, то учредители юридических лиц сами определяют объёмы и пределы такой правоспособности у юрлиц. Как правило правосубъектность юридических лиц может быть общей или специальной (ст.49 ГК РФ). Правоспособность юридического лица определяется в его учредительных документах, может самостоятельно ограничена его участниками(ч.1 ст.49 ГК РФ) или законом (ч.2 ст.49 ГК РФ).

Закон не содержит каких-то бы ни было ограничений по субъектному составу юридических лиц. В целом можно сказать, что векселеспособность юридических лиц также является частью общей гражданской правоспособности, и полностью определяется по общим нормам гражданского права.

Пожалуй, единственное серьезное ограничение устанавливается для властных участников гражданских правоотношений: Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования не имеют право каким-либо образом обязываться по векселям, кроме случаев специально предусмотренных федеральным законом (ст.2 Закона).

Смысл такого запрещения вполне понятен: выданные как обязательства, которые не имеют под собой реальной торговой сделки, в значительной мере снижает результативность такой операции, потому что эти векселя возвращались в бюджет в качестве налоговых платежей, при этом реальная стоимость такого векселя могла быть ниже уже в несколько раз. Дело даже не в том, что запрещая использовать бюджетам различных уровней веселя в качестве средства платежа этим решиться проблема “наполняемости бюджета”, а потому что вексель являлся лишь способом, хотя и без использования такой схемы возможно оплатить свои доги в бюджет, заплатить всего лишь 50% их реальной стоимости. Такова политика власти. Поэтому, на мой взгляд, наиболее правильным является позиция нынешнего закона, потому как ситуация, существовавшая, до этого просто нивелировала само понятие векселя и вексельного обязательства.

Впрочем, указанным субъектам запрещено только обязываться по векселю, в то время как они могут участвовать в вексельных правоотношениях в ином качестве: как индоссанты по бланковому индоссаменту или “без оборота на меня”, - не порождая каких-либо предпосылок стать обязанными лицами по векселю. В настоящее время проблема участия властных субъектов в вексельных правоотношениях до конца не решена, они нашли ной путь: сейчас активно работает схема, в соответствии с которой по векселю становятся обязанными унитарные предприятия, которые и обеспечивают неденежное погашение задолженностей и даже текущих платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Думается, что в этом случаи наиболее эффективной будет реформа налоговой системы: снижение ставок налогов и предоставление льгот социально нуждающимся слоям населения снизит недоверие к налоговым органам и подымит интерес у инвесторов и предпринимателей вкладывать средства; ужесточение налоговой политики за “неденежные поступления” платежей в бюджет. Но эта проблема требует отдельного рассмотрения.

Страницы: 1 2 

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.