Акцепт и посредничество при акцепте
Страница 3

Посредник появляется там, где произошёл или может произойти отказ в акцепте и платеже. В зависимости от формы вступления посредников квалифицируют на посредников по назначению (“на случай”) и добровольных посредников (“за честь”).

В первом случаи посредник назначается векселедателем, индоссантом или авлистом путём учинения об этом особой надписи на самом векселе (абз.1 ст.55 Положения). В литературе название такого посредничества имеет ещё название гонорирование, гонорация. Посредники называются гонорантами, а те, за которых они выступают называются гоноратами. Следующий вид посредничества наступает тогда, когда уже возникло неприятное обстоятельство (неакцепт или неплатёж) и появляется третье лицо, которое берёт на себя односторонне обязательство по разрешению возникшей проблемы на стороне трасса или плательщика. Такой посредник называется интервентом, вид посредничества - интервенирование (intervention - вторжение). Интервент обязан в течении двух рабочих дней известить о своём посредничестве того, за кого он выступает, иначе может понести ответственность за причиненный гонорату ущерб своим бездействием (абз.4 ст.55 Положения).

Посредниками могут быть разные лица и законодатель не устанавливает количественных ограничений посредников. Единственное ограничение касается основных должников: плательщика по простому векселю и акцептанта по переводному.

Акцепт в порядке посредничеста имеет следующие особенности.

Посредник по назначению при неакцепте векселя может быть только в переводном векселе. Акцепт в порядке посредничества может иметь место во всех тех случаях, когда у векселедержателя возникает право на регресс по векселю до наступления срока платежа (абз.1 ст.56 Положения). Если векселедатель указал, что вексель не подлежит акцепту (“без акцепта”), то и посредничество при неакцепте не может возникнуть. В абзаце 2 статьи 56 указывается случаи, когда возникают у векселедержателя регрессные права по векселю до наступления срока платежа (отказ в акцепте и протест такого отказа). Несоблюдение указанных процедур влияет на потерю регрессного требования. При отказе трассата поставить акцепт векселедержатель обращается к посреднику. Если тот акцептовал вексель, то у векселедержателя теряются права осуществления регресса до наступления срока платежа против трасса и против тех лиц, которые поставили свои подписи после него(абз.2 ст.56 Положения). Следовательно, векселедержатель может сохранить регрессные требования против тех лиц, чьи подписи стоят перед ним.

Если после возникновения прав по регрессному требованию в результате протеста векселя в неакцепте и отказе посредника в акцепте векселя у векселедержателя возникает право протеста во второй раз, при этом не составляется особого документа о протесте векселя, а делается отметка на акте о протесте в неакцепте.

В отличии от посредника “на случай” добровольный посредник акцептует вексель посредством доведения до сведения того за кого он выступил своё желание, при этом для такого посредничество также характерно односторонность, безусловность, абстрактность.

В части 3 настоящей работы я вкратце указал основные отличительные моменты вексельного поручительства (аваля) от сходных институтов в гражданском праве. Поэтому, остановлюсь на этом вопросе в самых общих чертах.

В соответствии со ст.30 Положения платёж по векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством аваля.

Авалист отвечает также и в том же размере как и тот за кого этот аваль был дан. В Обзоре практики приводиться интересный случай, когда, векселедержатель, пропустив сроки для протеста векселя в неплатеже, обращается к авалисту векселедателя по простому векселю с требованием об оплате вексельной суммы. Ответчик отказывает, потому что считает, что в соответствии со ст. 53 пропуск сроков для протеста векселя лишает векселедержателя права на предъявление иска к иным обязанным по векселю лицам.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.