Организация международной банковской системы
Страница 1

Международная банковская система уходит своими корнями в национальные банковские системы, в которые входят внутренние банки и их зарубежные подразделения. Банковские институты связаны между собой национальными средствами связи, и трансакции между ними осуществляются на основе национальной клиринговой системы.

Кроме операций с внутренними финансовыми институтами банки имеют дело с иностранными финансовыми институтами, и для этого используются посредники. Осуществление банками трансакций опирается на хорошо развитую систему коммуникаций и финансового сотрудничества. Финансовое банковское сотрудничество осуществляется через соглашения с банками-корреспондентами или через аффилированные подразделения банков: представительства, агентства, зарубежные отделения, дочерние компании банков.

Наиболее распространенная форма посредничества основана на соглашении банка-клиента с банком-корреспондентом. Основная функция международной корреспондентской банковской системы заключается в переводе средств за рубеж, но возможны и предоставление займов, установление деловых контактов, оказание консультативных услуг. Для этой цели банк-клиент имеет в корреспондентском банке беспроцентный счет до востребования и выплачивает ему гонорар за услуги. Многие небольшие банки имеют своих корреспондентов во всех странах, где они делают бизнес.

Крупные банки имеют корреспондентские соглашения в тех странах, где у них нет своих учреждений. Банки-корреспонденты обслуживают всех клиентов на равных, не оказывая особых преимуществ, что не всегда устраивает крупные банки. Корреспондентские отношения между крупными банками разных стран обеспечивает предоставление необходимых международных банковских услуг. К их числу относятся акцептование тратт, предоставление информации о кредитах, прием платежей и осуществление выплат, а так же инвестирование средств в финансовые инструменты международных денежных рынков, участие в синдицированном кредитовании.

Для предоставления более разнообразных услуг высокого уровня банки создают свои представительства или агентства, отделения или дочерние предприятия в других государствах. Представительства банков обеспечивают их формальное присутствие на зарубежных рынках. Эти представительства исполняют роль наблюдателей, их задача состоит в сборе и передачи информации о местном бизнесе и рынках. Они устанавливают финансовые контакты с местными структурами, развивают коммерческие связи в интересах своих клиентов, предлагают им помощь в отношениях с местными органами власти, консультируют по законодательным вопросам. Они так же полезны в передаче услуг местного банка-корреспондента.

Помимо представительств банки создают свои отделения или филиалы в других странах. Зарубежные отделения представляют собой подразделения головного банка в иностранном государстве. Они имеют собственный расчетный счет для активов и обязательств, но юридически являются частью головного банка. Зарубежные отделения несут основную нагрузку на проведения международных операций. Кредиторы отделений имеют право на удовлетворение своих требований за счет активов всего банка в целом, а кредиторы головного банка – за счет активов филиалов. Клиенты отделений могут получать весь набор услуг, который предоставляет головной банк. Размер ссуд определяется возможностями отделениями и головного банка.

Деятельность отделений иностранных банков регулируется законами страны происхождения и страны нахождения. Они являются частью материнского банка, пользуются ограниченной самостоятельностью, обычно не имеют акционерного капитала, результаты их деятельности включаются в общий баланс банка. Отделения могут предлагать те услуги, что и местные банки; они подчиняются тем же нормам регулирования, но в некоторых странах сохраняются ограничения на их депонентскую деятельность. Сеть зарубежных отделений быстро развивается вместе с расширением международной банковской деятельности.

Многие страны имеют по крайней мере один-два банка с сетью отделений во всех основных финансовых центрах. Развитие зарубежных отделений связано прежде всего с тем, что бизнес становится все более глобальным. Ни одна компания, даже среднего уровня, не может быть изолирована от иностранных поставщиков и потребителей. Большая деятельность многих крупных компаний осуществляется за рубежом, а не в стране происхождения. Создание зарубежных банковских отделений является способом удержания своих клиентов, которых в противном случае может и потерять.

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.