Сущность и функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты

Это специфический товар, выражающий общий эквивалент. Имеет 3 свойства: всеобщей обмениваемости, меновой стоимости, материализации всеобщего рабочего времени. Функции: средство обращения (меновая стоимость), средство образования накопления (деньги выпадают из обращения в форме накопления на счетах в банках и в cash), средство платежа, мировые деньги.

Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопительных средств, обслуживающая экономические связи, принадлежащая ФЛ, ЮЛ и гос-ву. Количественный показатель движения денег. Денежные агрегаты: М0 – cash. M1 – M0+средства на расчетных, текущих и специальных счетах ХС, депозиты ФЛ «до востребования» в КБ. М2 – М1+срочные вклады ФЛ в КБ. М3 – М2+сертификаты и облигации гос займа. М4 – М3+депозиты в иностранной валюте, рассчитанные в рублевом эквиваленте.

Совокупность или система экономических отношений по образованию, распределению и использованию денежных средств. Сущность раскрывается в функциях: 1. распределительная (распределяет валовой продукт между разными субъектами – ХС, гос и налоговые органы). 2. Контрольная (контроль над распределением ВВП по фондам, либо в рамках ХС над распределением денежных фондов по уплате налогов, прочих платежей, их своевременностью и правильностью). 3. Регулирующая (вмешательство гос-ва через налоги и гос кт в процесс производства). Рыночная экономика усилила роль финансов в функционировании ХС, определила для них новое место в системе хозяйствования. Назначением финансов является воздействие финансового механизма на улучшение деятельности ХС. ХС несут полную ответственность по своим обязательствам, они сами должны эффективно управлять своими финансовыми ресурсами.

Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Ежегодно (ежеквартально) каждый ХС для нормального функционирования в рыночных условиях должно проводить финансовый анализ своей деятельности. Он позволяет выявить финансовые возможности ХС, своевременно обнаружить негативные тенденции развития (в т.ч. угрозу банкротства), выработать меры по улучшению финансового состояния и выбрать надежного с финансовой точки зрения партнера. Предметом изучения финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основной целью – оценка финансового состояния ХС и выявление возможностей оптимально эффективного его функционирования. Главной задачей – оптимальное управление финансовыми ресурсами ХС. Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовой отчетности. Среди них можно выявить: 1. горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим отчетным периодом; 2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением позиции каждой статьи отчетности на результат в целом; 3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда – основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайного влияния и индивидуальных особенностей отчетных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем и ведется перспективный, прогнозный анализ; 4. анализ относительных показателей и коэффициентов – расчет коэффициентов по данным отчетности, определение взаимосвязей показателей; 5. сравнительный (пространственный) анализ – внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, цехов, подразделений, либо межхозяйственное сравнение с конкурентами, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными; 6. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследований. Факторный анализ может быть как прямым (раздробление результирующего показателя на составляющие), так и обратным (отдельные элементы соединяют в результирующий показатель).

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.