Понятие банковского регулирования и банковского надзора
Страница 1

Банковская деятельность как совокупность банковских операций и услуг весьма разнообразна. В среднем коммерческий банк осуществляет до 200 операций. Такая дифференциация и разнообразие операций и услуг приводят не только к снижению риска всей деятельности банка, но и к уменьшению доходности.

Но главной целью банковской деятельности является получение прибыли, следовательно, банк не может идти на проведение рискованных операций, результатом чего часто становится снижение платежеспособности банков, а иногда и банкротство. Неустойчивость банковской системы приводит к большим потерям, что связано с высокой социально-экономической значимостью коммерческих банков и требует регулирования со стороны государства и подробных теоретических и научных исследований.[2]

Все банковские системы мира реализуют две схемы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. В первом случае надзорные функции выполняет только центральный банк страны. Во втором – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет еще специально созданный для этого орган. Вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка. Таким образом, в теории банковского права приведены четыре модели банковского регулирования.[3]

Первая модель исторически доминирующая основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель действует не только в развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой, например, в Испании, Греции, Португалии.

Вторая модель является «смешанной» и представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Например, довольно сложна структурно банковская система США.

Третья модель характеризуется тем, что регулирование осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при опосредованном участии центрального банка. К их числу относятся Канада и Великобритания.

Четвертая модель объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг, который представляет собой единый орган по нормативному регулированию, контролю и надзору во всех секторах финансового рынка. Функции надзора отделены от центральных банков.[4]

Российское законодательство отдает предпочтение первой модели. Центральный банк Российской Федерации является единственным органом банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью. В то же время следует помнить, что контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций обладают и другие органы, например, Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, определенных законом. Однако функции этих органов не являются в полной степени «банковско-надзорными». В рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.[5]

Одним из важнейших принципов организации и функционирования банковской системы, осуществления банковской деятельности является принцип государственного регулирования. Банковское регулирование – это одно из направлений деятельности государства в банковской сфере, разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений. Сам термин «банковское регулирование» трактуется в литературе неоднозначно. В широком смысле «банковское регулирование» объединяет все государственные и негосударственные формы управляющего воздействия на банковскую систему.[6] Здесь подразумевается деятельность органов государства и о деятельности кредитных организаций, союзов и ассоциаций, оказывающих самостоятельное влияние не только на собственных клиентов, но и на стабильность банковской системы в целом. В пределах своей компетенции регулирующее воздействие оказывают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России. Сами же кредитные организации могут оказывать влияние и на своих клиентов. Например, банки устанавливают лимиты остатка наличных денежных средств в кассах обслуживаемых ими организаций[7], осуществляют безакцептное списание денежных средств, проводят мероприятия по предотвращению легализации денег, полученных незаконным путем. Подобные отношения регулируются, как правило, не только на законодательном уровне, но и в договорном порядке между банками и клиентами. В то же время, несмотря на элементы частноправового регулирования, подобная деятельность носит публично-правовой характер, направлена в первую очередь на обеспечение интересов государства и общества, а соответствующие права и обязанности кредитных организаций основаны на законах и подзаконных актах, принятых органами государства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.