Понятие банковского регулирования и банковского надзора
Страница 4

Значительное место в системе банковского регулирования отведено валютному регулированию как инструменту денежно-кредитной политики. Однако на практике валютное регулирование имеет такое широкое содержание, что само по себе обособилось в самостоятельное комплексное направление государственного регулирования.

В силу обширности этого понятия, оно не будет подробно раскрываться в данном исследовании, так как заслуживает быть центром полноценной и отдельной работы.

Вопрос о соотношении понятий «регулирование», «контроль» и «надзор» подробно исследован Ю.М. Козловым, который акцентирует внимание на том, что если ранее государственное управление исходило из необходимости постоянного и непосредственного вмешательства аппарата управления в жизнь объекта, сейчас главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их обособлением.[18] Первоначально необходимо разграничить понятия «контроль» и «надзор». Контроль, который может быть как внутренним, так и внешним, предполагает возможность прямого вмешательство в хозяйственную деятельность подконтрольного объекта. А надзор в общих словах можно охарактеризовать как внешнее наблюдение.

Функция банковского регулирования тесно связана с функцией банковского надзора. Но надзор заключается главным образом в мониторинге соблюдения кредитными организациями (поднадзорными субъектами) требований закона и нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации. Банковское регулирование же предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. Надзор и регулирование объединены общей целью и направлены на поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Единственное нормативное указание, способствующее разрешению данного вопроса, содержится в статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»[19], где указано, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Под оперативной деятельностью кредитных организаций понимается систематическое осуществление ими операций и сделок, имеющих предпринимательский характер.[20] Таким образом, невозможность прямого вмешательства в оперативную деятельность свидетельствует об отсутствии прямого ярко выраженного контроля со стороны банка, который выражается в основном в возможности применять меры государственного принуждения за нарушение банковского законодательства. Так, применение Банком России таких мер создает для кредитной организации такую ситуацию, при которой она становится обязанной ее реализовывать на практике, то есть оказывается перед фактом необходимости кардинально изменять свою деятельность.[21] Функция же банковского надзора реализуется в полной мере.

На основании изложенного выше, функцию банковского надзора имеет смысл считать элементом более крупной функции банковского регулирования. Таким образом, надзор за соблюдением кредитными организациями требований банковского законодательства, в том числе принятие мер по приостановлению или прекращению проведения небезопасной или неосновательной политики, рассматривается как один из способов государственного регулирования банковской деятельности наряду с лицензированием, установлением правил осуществления банковских операций и некоторыми иными мерами.

Сущность банковского надзора состоит в «проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России».[22]

Братко А.Г. выделяет следующие разновидности банковского надзора:[23]

1. Инспектирование, то есть контактный надзор, проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучение всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

2. Дистанционный (документальный) надзор, то есть наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основании запрашиваемых документов.

Главной стратегической целью банковского надзора является своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочнения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как для каждого из них, так и для банковской системы в целом. Хотя в литературе встречается мнение, что цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения и подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе[24]. Согласно Письму Центрального банка Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 70-Т «О типичных банковских рисках» под банковским риском понимается «присущая банковской деятельности возможность понесения кредитной организацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами и (или) внешними факторами»[25]. Наиболее типичными банковскими рисками согласно письму являются: кредитные, рыночные, фондовые, валютные, процентные, операционные, правовые и другие риски.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.