Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности
Страница 1

Кредитная организация – «юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции»[26].

Признаки кредитной организации приведенны в статье[27]:

1. Кредитная организация является самостоятельным юридическим лицом.

2. Кредитная организация – это коммерческая организация, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

3. Кредитная организация наделена специальной правоспособностью.

Кредитные организации модно подразделить на банки и небанковские кредитные организации. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции. Отличительным критерием банка от иных кредитных организаций является наличие лицензии на привлечение денежных средств от физических лиц. Небанковской кредитной организацией признается организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций устанавливаются Банком России. Таким образом, банки и небанковские кредитные организации различаются сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности. Но и банки, и небанковские кредитные организации обладают всеми признаками кредитной организации, перечисленные в законе, поэтому в полной мере являются объектами банковского надзора и регулирования. Особенности такого регулирования подробно рассмотрены ниже.

В соответствии с законодательством Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банковских и кредитных организаций. Следует отметить, что Банк России регулирует не только деятельность банков, но и небанковских кредитных организаций. Регулирующие и надзорные функции Банк России осуществляет через свои органы, департаменты, структурные подразделения. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Как уже было обозначено выше, банковское регулирование – это более широкое понятие, которое включает в себя осуществление банковского надзора.

Банк России осуществляет банковское регулирование по следующим направлениям:

1. Установление обязательных правил и нормативов.

2. Регистрация кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий.

3. Контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей в уставном капитале кредитных организаций.

4. Проведение проверок, применение санкций к кредитным организациям.

5. Осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, стабильности банковской системы в целом.

К непосредственно регулирующим функциям относятся установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил поведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Банк также вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, необходимой для составления консолидированной отчетности. Кроме того, здесь же устанавливаются требования к кандидатам на должности членов советов директоров, исполнительных органов, главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей филиалов кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.