Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности
Страница 3

Кроме регулирующих, Банк России выполняет и чисто надзорные функции. Предметами банковского надзора являются выполнение кредитной организацией финансовых нормативов, соблюдение законодательства и банковских правил кредитной организацией, проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

В первой главе рассмотрены классификации и сделан вывод о разделении банковского надзора на дистанционный и контактный[34].

В рамках дистанционного надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения поученной информации.

Поступившая от юридических лиц информация не подлежит разглашению без согласия этой организации, за исключением случаем, предусмотренных законом.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций или предоставления информации, не предусмотренной федеральными законами, не связанной с банковским обслуживанием.

Банк не имеет право устанавливать прямые или косвенные ограничения на проведение операций с клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Совершение крупных экономических сделок кредитных организаций требует предварительного согласия Банка России.

В рамках осуществления своих надзорных функций Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей акций кредитной организации.[35] В случае выявления неудовлетворительного финансового положения, Банк России может отказать в даче согласия на приобретение акций кредитной организации.

В процессе контактного надзора осуществляется инспектирование кредитных организаций. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк получил информацию о реальном положении кредитной организации. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, что позволит сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Среди объектов инспектирования следует выделить саму кредитную организацию и системные связи кредитных организаций. В каждом из объектов можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерский учет и отчетность.

Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[36], Инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка»[37]. Для осуществления своих функций Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции, предусмотренные законом. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования и контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации и ее филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Указанные проверки не выполняют задач и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам[38].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.