Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности
Страница 4

Проверки проводятся в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

[39]

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк не вправе проводить более одной проверки кредитных организаций и их филиалов по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. При этом проверке подвергаются только последние пять календарных лет деятельности кредитных организаций, предшествующие году проверки. Повторные проверки возможны, но по основаниям, перечисленным законом:[40]

1) если проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

2) по мотивированному решению Совета директоров.

Проверки, проводимые Банком России, могут быть плановые, внеплановые, комплексные, тематические. Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, руководителя территориального учреждения Банка России. На практике проверки могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые получают информацию о финансовом и правовом положении банка от подчиненных им подразделений. Комплексные проверки предполагают проверку достоверности отчетов, соответствия выполняемых операций законодательству, соблюдения кредитной организацией обязательных экономических нормативов. Комплексные проверки организаций, имеющих филиалы, осуществляются на консолидированной основе, проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах. Тематические проверки осуществляются по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов.

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, предоставляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. По запросам кредитных организаций Банк обязан в письменной форме давать отчет по вопросам, отнесенным к его компетенции. В целях взаимодействия с кредитными организациями могут создаваться с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все нарушения и недостатки, если они имеются. При комплексной проверке составляется общий сводный акт, включающий сведения обо всех инспектируемых организациях и филиалах. Акт проверки должен быть предоставлен для ознакомления руководителю поднадзорной организации.

По итогам в адрес кредитной организации должно быть отправлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации или предписания по устранению недостатков. В случае нарушения законодательства и предписаний Банк России вправе применять принудительные меры, предусмотренные законом, в частности, взыскивать с кредитных организаций штрафы, ввести запрет на осуществление отдельных операций, изменить нормативы, требовать замены руководителей, запретить открытие филиалов, назначить временную администрацию, отозвать лицензию.[41] Таким образом, меры воздействия включают как предупредительные меры, определяемые Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 59 от 31 марта 1997 года в действующей редакции) «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. Предупредительные меры могут применяться в основном на ранних стадиях возникновения недостатков и в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчикам. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.