Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование
их деятельностиСтраница 5
Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений. общего финансового положения организации, положения кредитной организации на федеральном региональном рынке банковских услуг.
В целом схема инспектирования кредитных организаций может быть представлена в следующем виде:[42]
К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом проверкой самой кредитной организации, не затрагивая системные связи кредитных организаций.
В процессе банковского надзора применяются и неадминистративные инструменты государственного воздействия. К их числу относятся такие инструменты как валютные интервенции, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, выпуск облигаций Банком России.
Схема 1. Инспектирование кредитных организаций
Инспектирование кредитных организаций |
↓ |
Планирование проверок |
↓ |
Принятие решений о проверке и их документальное оформление |
↓ |
Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации |
↓ |
Изучение инспекционной группой предоставленных документов кредитной организации |
↓ |
Подготовка проекта акта поверки |
↓ |
Изучение проекта акта в функциональных подразделениях Банка России |
↓ |
Доработка акта проверки |
↓ |
Принятие решения по акту |
↓ |
Направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения) |
↓ |
Ознакомление руководителей кредитной организации с актом проверки |
↓ |
Подписание акта проверки руководством кредитной организации |
Несмотря на то, что данные инструменты реализуются в гражданско-правовой сфере, их содержание, цели и задачи имеют публично-правовое значение. К наиболее важным инструментам относится рефинансирование (кредитование, учет и переучет векселей). Законом предусмотрены и другие инструменты денежно-кредитной политики.
Постепенно по аналогии с зарубежной практикой в Российской Федерации предпринимаются новые шаги на пути укрепления банковского надзора. В 2003 году было опубликовано письмо Центрального банка Российской Федерации «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций»[43]. Эксперимент изначально проводился на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Куратор кредитной организации – служащий Банка России, в компетенцию которого входит осуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальном учреждении Банка России за одной или несколькими кредитными организациями. Наработанные в ходе эксперимента формы и приемы надзора, позволяющие оперативно, детально и комплексно оценить деятельность кредитных организаций, позволили в 2007 году принять «Положение о кураторах кредитных организаций».[44]
Банковские услуги
В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.