Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности
Страница 6

В ходе исполнения своих обязанностей куратор производит оценку достоверности отчетности закрепленной за ним кредитной организации, осуществляет оценку экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, выявляет нарушения (недостатки), оценивает перспективы деятельности, готовит предложения о режиме надзора за закрепленной за ним кредитной организацией, а также разрабатывает проект программы надзора за данной кредитной организацией, готовит и представляет своему непосредственному руководителю заключение (аналитическую записку), содержащее (содержащую) краткий анализ экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, предложения по оценке ее экономического положения, выбору режима надзора.

Эффективность от использования института предполагается, но точнее можно будет сказать позже.

По мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие куратор готовит развернутое заключение (развернутую аналитическую записку) об экономическом положении закрепленной за ним кредитной организации, в том числе о состоянии капитала, качестве активов, доходности, ликвидности, качестве управления (включая оценки систем управления рисками и внутреннего контроля, управления стратегическим риском), прозрачности структуры собственности, а также о существенных событиях, произошедших в деятельности закрепленной за ним кредитной организации за анализируемый период, краткосрочных и среднесрочных перспективах ее деятельности с учетом тенденций и прогнозов ее развития.

Но не стоит считать, что надзорные функции Банка ущемляют интересы кредитных организаций. Банковский надзор необходим и самим банкам. Это важный элемент обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор полезен и тем, кто выступает в качестве кредитора на межбанковском рынке.

Следует отдельно отметить, что Банк не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает такие обязательства на себя, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации добровольно принимают на себя такие обязательства. То есть, несмотря на то, что Банк регулирует деятельность кредитных организаций, которые в свою очередь ему поднадзорны, это совершенно самостоятельные субъекты хозяйственного права, не отвечающие по обязательствам друг друга.

Таким образом, обобщив все изложенное в настоящей главе, можно сделать вывод о том, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. За последние несколько лет Банк России заметно активизировал свою деятельность по реализации надзорных полномочий. Центробанк приступил к публикации ежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора в Российской Федерации. Проделана большая работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствии с целями и принципами риск-ориентированного банковского надзора. Вместе с тем надзорные процедуры Банка России все еще имеют направления для совершенствования. Сложившаяся система пруденциального надзора по ряду моментов вызывает критические замечания российских банков. Так, одной из главных проблем является соответствие нормативных актов Банка России федеральным законам. Смежной проблемой является и «нормотворчество» Банка в виде «писем», что нарушает единообразие форм нормативных актов и применения права. Проблема отчетности кредитных организаций проявляется в избыточности форм отчетности. Тем самым надзор ложится «грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы. Широко обсуждается и создание в России макрорегулятора на рынке финансовых услуг с передачей ему функций и полномочий банковского надзора, что также представляется не совсем оправданным, поскольку базируется на опыте зарубежных стран. Было бы большой ошибкой в данном случае механически использовать опыт отдельно взятой страны. Каждая страна идет к модели регулирования финансовых рынков своим путем, и было бы опасно в качестве шаблона брать какой-либо из существующих вариантов. Но в целом можно отметить положительную динамику в развитии системы банковского регулирования и надзора и надежду на дальнейшее положительное и эффективное совершенствование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.