Технологические инновации
Страница 1

В настоящее время в мировой практике сложилась система предоставления новых технологических банковских услуг, состоящая из трёх уровней. К первому уровню относятся розничные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов-кассиров, банковские карты и системы расчётов в торговых точках; а также услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.

Ко второму уровню относятся оптовые банковские услуги, предусматривающие перевод денежных средств по телеграфу, управление денежными операциями и их контроль. К третьему уровню относятся автоматизированные расчётные палаты (Automated Clearing House – ACH).

В нашей стране развитие электронных элементов платежа осуществляется по двум направлениям: во-первых, уже получила достаточное распространение система платёжных (банковских) карт; во-вторых, начиная с середины 90-х гг., как и в ряде развитых стран мира (Великобритания, США, Австралия, Япония и т. д.), ведётся проектные внедрения так называемых электронных денег, которые представляет собой новый агрегат денежных.

Банковские карты – один из самых динамично развивающихся сегментов рынка банковских услуг. В 2002 г. исполняется 14 лет с момента выпуска Внешэконом банка первой российcкой карты Eurocard/Master-Card. Однако большинство банкиров считают, что <<карточный>>, бизнес родился в 1991 г., когда Кредобанк выпустил первую карту VISA.

Основы регулирования операций с банковскими картами заложило Положение Банка России <<О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчётов по операциям, совершаемым м их использованием>> от 9 апреля 1998 г.

Положение устанавливает, что документ, являющийся основанием для осуществления расчётов по операциям с использованием банковских карт или служащий подтверждением их совершения, может существовать как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Положение также допускает, что такой документ может быть составлен с применением банковских карт или их реквизитов. В последнем случае имеется в виду, что банковская карта может отсутствовать при совершении таких сделок, как, например, сделки через Интернет.

Временное положение Банка России <<О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчётов через расчётную сеть Банка России>> формально определяет участников системы электронного документооборота, электронноцифровую подпись, электронные документы, понятие подлинности электронного документа. Определён порядок работы с электронными документами. Недостатком этого документа является некоторая схематичность и незавершённость механизмов реализации заявленных схем. Данная нормативная база носит характер <<временного положения>> и, несомненно, будет в дальнейшем совершенствоваться.

Одним из инструментов совершенствования процессов реализации международных расчётов является использование является использование и дальнейшее развитие межбанковской электронной системы телекоммуникации – СВИФТ. Система СВИФТ (Society Wordwide Interbank Financial Telecommunication, SWIFT) была создана для удобства ведения межбанковских операций на Брюссельской конференции в 1973 г. в форме кооперативного общества. Участниками этой конференции являлись представители 239 банков. В настоящее время в систему СВИФТ входят более 6,5 тыс. банков и других кредитных финансовых институтов в 189 странах, в том числе и большинство российских коммерческих банков.

Первым на территории бывшего СССР к сети СВИФТ подключился 4 декабря 1989 г. Внешэкономбанк. В последнее время Россия занимает место в мире по количеству банков – членов сообщества. Всего в России на начало 2000 г. насчитывалось более 237 пользователей системы, находящихся в 34 городах десяти временных зон. РОССВИФТ сотрудничает с Центральным банком, МММВБ, Национальная депозитарным центром.

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.