Регулирование банковской деятельности
Страница 1

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

· система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;

· совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Согласно ст.80 Конституции Российской Федерации, Президент РФ выступает как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. [12]Согласно ст.83 Конституции Российской Федерации Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности, он направляет трех человек в Национальный банковский совет, с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы. Согласно ст.5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России подотчетен Государственной Думе. [13] Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

· назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

· назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

· направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

· рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

· рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

· принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

· проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

· заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст.12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). [14] Роль Правительства Российской Федерации складывается во взаимодействии с Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией Российской Федерации как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.

Существует три основных направления регулирования банковской деятельности:

1) Поддержание финансовой устойчивости банковской системы, а также принятие необходимых мер для санирования отдельных банков, оказавшихся в сложном положении (прежде всего это относится к "системообразующим" кредитным организациям);

2) Обеспечение условий для эффективной банковской деятельности путем регламентирования основных аспектов банковской деятельности (на практике - основных показателей банковской деятельности, например, требования к величине и качеству капитала, активов, и др.);

3) Защита интересов кредиторов и вкладчиков (в более широкой трактовке - клиентов банков). Это обстоятельство крайне важно, поскольку банковская деятельность во многом базируется именно на доверии к кредитным организациям со стороны клиентов и вкладчиков. [15]

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие банковскую деятельность в Российской Федерации:

1) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) Устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение Центрального банка России в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими Центрально банка России. Подчеркнем, что 10 июля 2002 года был изложен в новой редакции. Заметим, что последние десять-тринадцать лет законодательство о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.