Роль государства в реформировании пенсионной системы на Украине в переходной период
Страница 2

Частые нарушения при назначении пенсий, нарекания граждан на несвоевременность их выплаты свидетельствуют о несовершенстве существующего механизма пенсионного обеспечения. Для пенсионной системы в Украине характерны низкий уровень пенсионного обеспечения, отсутствие надлежащей дифференциации размеров пенсий, наличие значительных преимуществ и льгот в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников при одинаковом уровне отчислений средств на пенсионное обеспечение.

Несвоевременная уплата страхового сбора в Пенсионный фонд повлекла за собой потерю доверия граждан к существующей пенсионной системе, а отсутствие мотивации и механизма самоконтроля работника за начислениями и поступлениями взносов в Пенсионный фонд на собственный счет не создает надлежащих условий для обеспечения будущей пенсии.

Приведенные признаки кризиса нынешней пенсионной системы очевидны и дают основание говорить о необратимости пенсионной реформы. Для этого в Украине постепенно создается соответствующее правовое поле, основу которого составит социальное страхование. В январе 1998 г. Верховной Радой Украины приняты «Основы законодательства Украины о всеобщем обязательном государственном социальном страховании», а в апреле Указом Президента Украины утверждены «Основные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине». Кабинетом Министров Украины разработан и представлен в Верховную Раду Украины ряд законопроектов по социальному страхованию граждан по направлениям (кроме медицинского), началась подготовительная работа к их внедрению.

Представленный законопроект «О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании» предусматривает ряд новейших подходов и положений, в частности — к персонификации учета пенсионных счетов, определению размеров пенсий на основе среднего заработка за весь период трудового стажа, поощрению к откладыванию срока выхода на пенсию, увеличению продолжительности трудового стажа для получения пенсий в полном объеме, зачислению в трудовой стаж месяцев, за которые уплачивались взносы, возложению ответственности за финансирование социальных пособий на государственный бюджет и т. д.

Такой правовой фундамент, по нашему мнению, позволит проводить пенсионную реформу на основе внедрения трехуровневой пенсионной системы, суть которой заключается в следующем.

Первый уровень — это солидарная пенсионная система, при которой размер пенсии зависит от стажа и суммы страховых взносов, в отличие от ныне действующей пенсионной системы, когда пенсия зависит от стажа и заработной платы. Это — основа, стержень, идеология будущей системы пенсионного обеспечения, которые должны быть понятны каждому. Она даст возможность повысить уровень средней пенсии до 50—60% от средней заработной платы. Предпосылкой решения этого вопроса является введение персонифицированных пенсионных счетов плательщиков страховых взносов. По нашему мнению, к середине 2000 г. целесообразно было бы ввести такие персонифицированные счета на всей территории Украины.

Второй уровень — это система обязательных накоплений денежных средств граждан на основе введения личных накопительных пенсионных счетов. Посредством страховых компаний будет осуществляться дальнейшее инвестирование этих средств с целью получения инвестиционного дохода. При выходе на пенсию средства с этого счета добавляются к сумме пенсии, гарантированной государством по первому уровню солидарной пенсионной системы. Размер пенсии при этом может увеличиться на 15—20% и составит 65—75% от средней заработной платы. Обязательное пенсионное накопление — это мощный механизм инвестирования национальной экономики, создание новых рабочих мест, нормальная зарплата, повышение уровня жизни людей. Однако сроки его ввода зависят от многих экономических факторов.

Для того, чтобы всеобщая обязательная накопительная система обеспечивала надежные и соответствующие пенсионные выплаты, должны быть созданы определенные предпосылки — экономический рост, низкие темпы инфляции, стабильная национальная валюта, развитая банковская система и рынки капиталов, надлежащее законодательство об акционерных обществах и банкротстве, жесткое регулирование и т.д. Данные условия, наряду с финансовой возможностью внедрить эту систему, появятся, вероятно, несколько позднее, но готовиться следует заранее, разрабатывая и создавая соответствующую нормативную базу.

Для обеспечения всех составляющих второго уровня пенсионной системы необходимы создание сильного профессионального и эффективного регулятивного органа для негосударственных пенсионных фондов; проведение конкурса по выбору управляющих активами всеобщей обязательной накопительной системы; принятие согласованных законодательных актов, исключающих противоречия в управлении активами страховых обществ; проведение обучения по управлению активами; приобретение Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку определенного опыта; выполнение целого ряда других мероприятий. Последовательность, четкость, финансовая обоснованность внедряемых новых пенсионных схем обеспечат успех пенсионной реформы.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.