Роль государства в реформировании пенсионной системы на Украине в переходной период
Страница 3

Третий уровень — это негосударственное пенсионное страхование граждан, построенное на добровольной основе. Основными его субъектами являются негосударствен-ные пенсионные фонды, компании по управлению активами, банковские депозитарные учреждения, страховые компании.

Негосударственное пенсионное обеспечение реализуется через негосударственные пенсионные фонды открытого, профессионального и паевого типов и основывается на привлечении добровольных взносов граждан по определенным пенсионным схемам с целью их инвестирования в ценные бумаги для получения прибыли (инвестиционного дохода), которая и обеспечит дополнительную пенсию.

Общим для второго и третьего уровней пенсионного обеспечения является то, что средства на накопительных счетах в обязательной системе и средства, накопленные через систему негосударственного пенсионного обеспечения, являются собственностью исключительно застрахованного лица.

Следовательно, в процессе реформирования пенсионной системы будет осуществлен переход к пенсионному обеспечению на страховой основе с установлением трех видов пенсий: социальной — за счет денежных средств государственного и местных бюджетов; трудовой — за счет пенсионных страховых взносов; дополнительной — будет обеспечиваться институтами негосударственного пенсионного страхования.

Опыт Польши, Венгрии, Чехии, Швеции, Канады, Казахстана, России и других стран подтверждает правильность выбранного в Украине пути трехуровневой пенсионной системы. Сроки ее введения будут зависеть от экономического роста, взвешенной социальной политики со стороны исполнительных и властных структур, строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками пенсионных программ, желания не на словах, а на деле обеспечить достойные пенсию и уровень жизни гражданам Украины. [3, стр.16-19]

Пенсионное обеспечение пожилых людей - одна из самых острых социальных проблем, с которыми столкнулось украинское общество в кризисные 90-е гг., как по масштабам охвата населения, так и трудности решения. Основная ее суть - резкое уменьшение размеров пенсий по сравнению с величиной прожиточного минимума, массовая и систематическая задержка их выплат, фактическая ликвидация дифференциации размеров пенсий.

Долгосрочные прогнозные расчеты развития пенсионной системы подтверждают, что продолжать финансировать пенсионные обязательства даже на существующем уровне через распределительную систему будет невозможно. Быстрое ухудшение финансового положения Пенсионного фонда под воздействием демографических факторов начнется с 2006 г., когда резко нарушится соотношение между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионных взносов. Так, долгосрочный прогноз финансового состояния Пенсионного фонда Украины состоит в том, что при сохранении тарифа страховых пенсионных взносов на уровне 32% дефицит бюджета Пенсионного фонда к 2056 г. составит не менее 5% ВВП, а сбалансированность бюджета потребует увеличения тарифа до 60%. Достижение же бездефицитности бюджета Фонда при существующей ставке пенсионных взносов приведет к снижению уровня средней пенсии с 36% уровня средней заработной платы в настоящее время до 16%.

Сложность решения проблемы государственного пенсионного обеспечения в настоящее время усугубляется и другими обстоятельствами. Если в зарубежных странах помимо государственной существуют более или менее развитые системы частного пенсионного обеспечения, то в Украине государственная пенсия является практически единственным источником обеспечения пожилых людей. Доля расходов на выплату пенсий в ВВП в 90-х гг. колебалась на уровне 5-6%. Это вполне сопоставимо с удельным весом расходов на государственное пенсионное обеспечение в ВВП в начале 90-х гг. в США (6,9%), Великобритании (6,4%), Канаде (6,0), т.е. странах с высоким уровнем экономического развития, для которых, тем не менее, такая финансовая нагрузка создавала определенные проблемы и послужила стимулом к реформированию пенсионных систем. Уровень страховых пенсионных взносов является очень высоким, поэтому уже в настоящее время весьма часто возникают случаи уклонения от их уплаты. Дальнейшее повышение пенсионных тарифов практически невозможно и с точки зрения увеличения налоговой нагрузки и возможности полной собираемости страховых платежей. Вероятность увеличить участие государственного бюджета в финансировании пенсионных выплат очень незначительна, учитывая соотношение государственного бюджета и бюджета Пенсионного фонда.

В этих условиях единственно возможным способом решения проблемы является перенесение части финансовой нагрузки по пенсионному обеспечению пожилых граждан с государственной бюджетной системы на частное пенсионное страхование, как на корпоративном, так и на индивидуальном уровне.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.