Регулирование страховой деятельности в экономической политике государства
Страница 1

За прошедшее десятилетие в целом произошло становление основных институтов страхового рынка. Аналогичные процессы произошли практически во всех отраслях финансового сектора экономики. Вместе с тем объективная необходимость развития нашего общества нуждается в постоянном совершенствовании социально-экономической политики государства.

Государственное социальное страхование (или обязательное социальное страхование) как часть системы социальной защиты населения имеет специфику и требует особых подходов при формулировке теории государственного регулирования.

В связи с этим объектом государственного регулирования можно определить страхование как систему социально-экономических отношений, представляющую собой объединение на добровольной основе средств экономических субъектов с целью защиты от чистых рисков, возникающих в процессе их деятельности. Так исключается государственное социальное страхование как "особый случай". Однако, с другой стороны существуют негосударственные пенсионные фонды и общества взаимного страхования, требующие с точки зрения государственного регулирования этих институтов подхода, близкого к страховым организациям.

Анализ состояния отрасли показывает, что за прошедшие десять лет практически сформировалась "Национальная система страхования".

"Вес" отрасли в экономической системе пока относительно невелик (отношение собранных страховых премий к ВВП значительно меньше, чем в развитых странах), однако можно говорить о ее серьезном потенциале. Чтобы его реализовать, необходимо теоретическое обоснование его государственного регулирования, предполагающее выделение следующих двух аспектов страхования.

Во-первых, страхование представляет собой инструмент, позволяющий оптимизировать финансирование процесса восстановления ресурсов, утраченных в ре­зультате случайных событий. Так, страхование имущества и ответственности представляет собой аккумулирование денежных средств на восстановление имущества, утраченного страхователем, или потерь, вызванных действиями страхователя (застрахованного). Тогда как личное страхование представляет собой способ покрытия ущерба, причиненного жизни и/или здоровью страхователя и/или застрахованного.

Во-вторых, страхование выступает как инструмент финансирования восстановления экономических ресурсов - трудовых и капитальных. Так, страхование жизни используется также как способ сбережения и приумно­жения сбережений.

Выступая как "регулятор особого типа, обеспечивающий динамическую стабильность всей системы народного хозяйства путем выравнивания отклонении в отдельных блоках (в организациях, предприятиях, в сельском, домашнем хозяйстве и т.д.), использующих этот регулятор", страхование выполняет также инвестиционную функцию. Временно свободные средства страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов представляют собой инвестиционный ресурс, являясь составной частью фундамента кредитной системы. Необходимо иметь в виду также социальную функцию страхования, являющуюся основной в социальном страховании.

Направления воздействия государства на отрасль

Путем анализа и систематизации сложившейся практики регулирования можно сформулировать основные направления государственного регулирования страхования. Оно включает:

разработку, принятие и исполнение специального страхового законодательства,

создание специализированных надзорных органов, имеющих законодательно установленный масштаб надзора (т.е. рамки вмешательства в отрасль),

регистрацию и лицензирование профессиональных участников страхового рынка,

текущий надзор за их деятельностью.

Важным экономическим регулятором является также налогообложение страховых операций.

План развития государственного регулирования страхования

Комплекс мероприятий по стимулированию развития страхования в части его компенсационной функции включает в первую очередь систему мер по стимулированию спроса на страхование, которые условно подразделяются на экономические и административные. К экономическим мерам, в частности, относятся:

— создание платежеспособного спроса и увеличение уровня жизни;

— стимулирование развития страхования с помощью налоговых механизмов;

— повышение доверия населения к страхованию (путем, в том числе, индексации вкладов в органы государственного страхования СССР).

Административными мерами стимулирования страхования, в частности, являются:

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.