Необходимость повышения качества внутреннего аудита в процессе кредитования частных клиентов банка
Страница 2

- кредит, не погашенный в установленный кредитным договором окончательный срок, с учетом отсрочки, предоставляемой дополнительным соглашением;

- ссуда, выданная под обеспечение страхованием, гарантией или поручительством, если страховой компанией, гарантом или поручителем не выполнены обязательства перед банком;

- начисленные проценты за кредит, не погашенные по истечении тридцати дней после наступления сроков, установленных кредитным договором.

В банке разработана методика своевременной диагностики проблемной задолженности. Работник кредитного отдела регулярно следит за выполнением условий кредитного договора. Задача такого наблюдения - выявление сложностей, сбоев в хозяйственно-финансовой деятельности заемщика до того, как они приобретут угрожающий характер. Это позволяет банку и заемщику принять срочные меры, обеспечивающие своевременный возврат кредита или уплату процентов. В числе таких мер могут быть: перестройка деятельности заемщика, изменение графика погашения кредита и порядка уплаты процентов. Эти меры могут осуществляться для уменьшения размеров платежей по ссуде до тех пор, пока не нормализуется хозяйственно-финансовая деятельность заемщика.

В большинстве случаев заемщик начинает испытывать затруднения в поступлении денежных средств еще до возникновения проблемной задолженности, прежде чем он нарушит сроки погашения ссуды или процентов: повышается уровень товарно-материальных запасов, замедляется погашение дебиторской задолженности. Эти обстоятельства служат сигналом банку о возникновении определенных сложностей в хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, а следовательно, и в погашении ссуды.

Признаки возникновения проблем с возвратом ссуды обнаруживаются из следующих источников:

- финансовые отчеты должника;

- личные контакты с ним;

- сообщения третьих лиц;

- сведения из других отделов и подразделений банка.

Различают финансовые и нефинансовые признаки назревающих проблем в возврате кредита. Нефинансовыми тревожными признаками являются следующие:

- резкое изменение в планах деятельности клиента;

- ожидаемые изменения в составе руководства;

- нежелание клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой деятельности;

- уклонение руководителей от телефонных и личных контактов с банком;

- создание клиентом новых предприятий;

- потеря заемщиком важных контрагентов.

Финансовыми признаками возможных задержек в возврате ссуд являются следующие:

- резкое увеличение задолженности;

- снижение коэффициентов ликвидности;

- падение объема продаж;

- рост просроченных долгов;

- убытки;

- изменение порядка расчетов;

- пролонгация кредитного договора, получение кредитов в других банках.

В «Сбербанке России» разработано Положение о работе с проблемной задолженностью, по признанию ее безнадежной и отнесению на результаты деятельности банка.

Страницы: 1 2 

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.