Общая характеристика банковской системы
Страница 1

В административно-командной экономике финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют.

Он предоставляет Субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

Современные банковские системы имеют сложную структуру. В основе классификации системы лежит характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам. Можно выделить три важнейших элемента финансово-кредитной системы:

центральный (эмиссионный банк);

коммерческие банки;

3) специализированные финансовые учреждения (ломбарды, страховые, сберегательные и т.д.).

В зависимости от взаимосвязей банков и характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным и валютным центром. Все остальные банки осуществляют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. Такая система функционировала в рамках Советского Союза. Функции центрального банка и финансирование текущих расходов предприятий всех отраслей народного хозяйства в СССР выполнял Госбанк СССР, а Промстройбанк СССР осуществлял финансирование капитального строительства.

В странах с развитой рыночной экономикой и в России действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.

Двухуровневая система состоит из трех элементов:

центрального банка страны (главный банк банковской системы);

коммерческих банков (основа банковской системы);

учреждений банковской инфраструктуры, создающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности. К этим учреждениям относятся службы: по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации; страховые структуры; расчетные палаты; аудиторские службы; центры торговли валютой, межбанковскими кредитами; системы подготовки кадров для банков.

На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов, как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам относятся экономические, политические, правовые, социально-психологические и форс-мажорные.

В число экономических факторов входят принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившаяся система налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги со стороны как предприятий и организаций, так и населения.

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.