Процесс ипотечного кредитования в банке: основные участники и этапы
Страница 2

2. андеррайтинг заемщика;

3. подбор квартиры, соответствующей финансовым возможностям заемщика и требованиям кредитора;

4. оценка жилья;

5. заключение договора купли-продажи квартиры между заемщиком и продавцом жилья и кредитного договора между заемщиком и кредитором;

6.

страхование предмета ипотеки и жизни заемщика;

7. обслуживание кредита [12, С. 23-24].

Если сравнить две приведенные последовательности этапов процесса ипотечного кредитования, то можно заметить, что В.И. Букато, Ю.В. Головин и Ю.И. Львов в отличие от Н.Б. Косаревой, Н.С. Пастуховой и Н.Н. Рогожиной в качестве самостоятельного этапа выделяют страхование предмета ипотеки и жизни заемщика. Это полагается целесообразным, поскольку страхование является важным условием организации кредитного процесса в банке. Тем не мене, стоит отметить, что помимо страхования жизни и предмета залога, комплексное ипотечное страхование предполагает также страхование финансовых рисков и утраты титула собственности заемщиком.

С точки зрения О.Г. Семенюты процесс кредитования банком заемщика можно условно подразделить на несколько этапов:

1. Оценка заемщика, его платежеспособности, обеспечения;

2. Предоставление ипотечного кредита:

2.1. Оформление страховых документов;

2.2. Оформление кредитных и банковских документов;

2.3 Оформление купли-продажи и/или ипотеки квартиры.

3. Обслуживание ипотечного кредита:

3.1. Мониторинг исполнения обязательств заемщика;

3.2. Мониторинг состояния залога;

3.3. Мониторинг финансового состояния заемщика, поручителей [28, С.215].

Данная характеристика процесса кредитования представляется достаточно обобщенной и не в полной мере раскрывающей сущность кредитного процесса.

В курсовой работе под ипотечным кредитным процессом будем понимать последовательность следующих этапов:

1. Предварительная консультация потенциального заемщика обо всех условиях ипотечного кредита;

2. Рассмотрение заявки на получение ипотечного кредита и прилагающегося к ней пакета документов;

3. Анализ вероятности погашения ипотечного кредита (андеррайтинг);

4. Подготовка и заключение кредитного договора и обеспечительных обязательств (договора поручительства, договора залога и др.), выдача кредитной суммы;

5. Заключение договоров страхования предмета ипотеки, жизни заемщика, прав собственности на приобретаемое жилье;

6. Регистрация прав собственности на приобретенную недвижимость.

7. Сопровождение кредита (контроль за выполнением условий договора и погашением кредита).

Схема процесса ипотечного кредитования представлена в Приложении 4.

Таким образом, организация процесса ипотечного кредитования – достаточно длительный, трудоемкий и ответственный процесс, требующий тщательной проработки принимаемых решений. Деление его на этапы позволяет максимально унифицировать и специализировать работу сотрудников банка на различных стадиях процесса кредитования, повысить эффективность деятельности банка в целом.

На основе рассмотренных особенностей ипотечного кредитования можно сделать вывод о том, что ипотечный кредит представляет собой разновидность банковского кредита, обладает всеми основными его свойствами и характеристиками (платность, срочность, возвратность) и отличается рядом особенностей, связанных с обеспечением залогом недвижимого имущества (ипотекой), долгосрочным кредитным периодом, целевым характером кредита, дополнительной защиты прав залогодержателя посредством государственной регистрации залога и его способностью сохранять в течение длительного срока потребительские свойства предмета ипотеки. Соответственно процесс ипотечного кредитования помимо стандартных этапов, характерных для всех видов банковского кредитования, включает стадии, обусловленные особенностями ипотечного кредита, в частности, - заключение договоров страхования предмета ипотеки, жизни заемщика, прав собственности на приобретаемое жилье; регистрация прав собственности и предмета ипотеки.

Страницы: 1 2 

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.