Методика анализа доходов и расходов коммерческой деятельности
Страница 1

Деятельность любой коммерческой структуры подчинена одной единственной цели – получение максимально возможной прибыли. Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.

Видов доходов и расходов, равно как и способов их агрегирования, достаточно много, однако с позиции текущей деятельности структура и значимость отдельных их видов существенно различаются. Так, основным видом дохода выступает выручка от реализации продукции, она и доминирует в составе общих поступлений. Что касается текущих расходов, то здесь ситуация несколько иная – число значимых по удельному весу и различающихся по содержанию видов расходов гораздо больше. К примеру, расходы по оплате труда принципиально отличаются от расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом. Поскольку для оценки и калькулирования себестоимости продукции принято обособлять сущностно различающиеся виды расходов, появляется множественность показателей прибыли как результат последовательного вычитания очередного вида расходов из общей суммы доходов.

Для максимизации прибыли важным является выявление факторов, повлиявших на размер прибыли. Наиболее важное значение имеет анализ «затраты -выручка-прибыль» предполагает использование трех элементов:

§ маржинальный доход;

§ относительный доход;

§ передаточное отношение, или операционный (производственный) рычаг.

Маржинальный доход (МД) – это разница между выручкой от продаж (В) и переменными затратами на ее производство (ПЕР), т.е.

МД = В – ПЕР

Относительный доход (СОД) – это маржинальный доход (МД), выраженный в процентах по отношению к выручке от продаж (В)

СОД = (МД / В) *100

Передаточное отношение (ПО) – это отношение маржинального дохода (МД) к прибыли от реализации продукции (Пр):

ПО = МД / Пр

Маржинальная прибыль выше там, где выше удельный вес постоянных затрат. Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, в основном за счет использования более производительного и соответственно более дорогого оборудования, что дает снизить переменные затраты за счет повышения производительности труда.

Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяются с помощью передаточного отношения, то есть рычага, называемого операционным или производственным. Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение (ПО), так как:

D Пр = ПО * D В,

где D Пр – темпы роста прибыли в планируемом периоде, %;

D В -темпы роста выручки от продаж в планируемом периоде, %.

Маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты -выручка-прибыль» позволяет:

§ рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;

§ определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;

§ достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства.

Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно определить так называемый уровень нулевой прибыли, то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продаж равна переменным (ПЕР) и постоянным (ПОС) затратам:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.