Роль коммерческих банков в распределении финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы коммерческого банка и их размещение
Страница 4

Практика показывает, что на величину достаточности собственного капитала банка влияют объем, структура и содержание активных операций. Так, ориентация банка на преимущественное проведение операций, связанных с большим риском, требует сравнительно большего размера собственных средств, и наоборот, преобладание в кредитном портфеле ссуд с минимальным риском позволяет банку успешно работать со сравнительно небольшим собственным капиталом.

Величина собственного капитала банка зависит также от количества и качества его клиентов. Так, преобладание среди клиентов банка надежных и процветающих заемщиков требует от него солидного собственного капитала.

Общим критерием при решении вопроса о достаточности собственного капитала является поддержание его величины на таком уровне, при котором обеспечивались бы, с одной стороны, максимальная прибыль, а с другой ликвидность.

Между тем определение объема капитала, необходимого банку, является одним из самых спорных вопросов. Наиболее дискуссионными вопросами являются: кто - рынок или государство - должен устанавливать общественную норму капитала для банков и какова эта общественная норма.

С целью достижения надежности и стабильности, а также возможности увеличения доходных активных операций, большинство банков стремится к наращиванию собственного капитала.

Объективно существует два вида источников увеличения собственного капитала банка: внутренние и внешние. Основным внутренним источником роста банковского капитала служит прибыль, не выплаченная акционерам, а оставленная в банке нераспределенной. Важное преимущество этого источника состоит в его независимости от средств, получаемых на открытом рынке, и в том, что он является более дешевым и не несет угрозы интересам акционеров. Недостатком этого источника является то, что прибыль облагается налогом и подвержена сильному влиянию макроэкономических факторов

Несмотря на огромную важность прибыли как источника роста собственного капитала, она не в состоянии полностью решить эту проблему. В связи с этим банки вынуждены увеличивать свой капитал за счет внешних источников, в качестве которых выступают: продажа акций (самый дорогой источник), эмиссия долговых обязательств, продажа активов, сдача в аренду некоторых видов основных фондов и т.д.

Привлеченные средства составляют основную часть ресурсов коммерческих банков. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета, межбанковские кредиты.

Основные из них - депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования и срочные вклады.

Для банков наиболее привлекательными являются срочные вклады, которые усиливают ликвидные позиции банков.

Важным источником банковских ресурсов выступают межбанковские кредиты (МБК) , то есть ссуды, получаемые у других банков. Возможность получения МБК зависит от степени развития межбанковского рынка, который является частью рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Кредиты, полученные у других банков, могут использоваться не только для финансирования своих операций, но и для регулирования балансов, обеспечения ликвидности. Межбанковское кредитование носит в основном краткосрочный характер, оперативно по способу предоставления средств, осуществляется в рамках корреспондентских отношений банков. У нас МБК получили значительное развитие. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты, в том числе так называемые "короткие деньги" (кредиты, выдаваемые от одного дня до двух недель). Однако согласно Указаниям по межбанковскому кредиту от 5.02.97 № 851 НБ межбанковские кредиты не должны быть постоянным источником "коротких денег" для покрытия активов банка и негативно влиять на структурную ликвидность, а могут использоваться в текущей деятельности. Свои активы банки должны покрывать собственными мобилизованными ресурсами.

В банковских пассивах в течение 90-х гг. продолжалось дальнейшее сокращение собственных средств и повышалась доля привлеченных ресурсов как в развитых зарубежных странах, так и РБ. В привлечении новых ресурсов возросли диспропорции между крупнейшими банками и мелкими в пользу крупнейших банков.

Еще одним видом привлеченных средств являются ценные бумаги, которые находятся на балансе банка и продаются с соглашением об обратном их выкупе.

Так создаются пассивы банковских ресурсов.

Эффективность управления банком в решающей мере определяется качеством управления пассивами, главной статьей которых служат депозиты. При этом решаются две основные задачи: 1) откуда банк может получить средства с наименьшими затратами и 2) как руководство может гарантировать депозиты, достаточные для обеспечения необходимого объема кредитов и других финансовых услуг, на которые существует спрос. Успешно решить эти задачи, прямо скажем, нелегко. Особенно в условиях глубокого структурного экономического кризиса и нестабильности финансового рынка. В конечном счете, суть управления пассивами сводится к двум основным требованиям: 1) минимизации процентных издержек и 2) признание важности отношения с клиентами. Возможность минимизировать процентные издержки по депозитам зависит от реакции отдельных групп вкладчиков на изменения ставок по депозитам. Чем чувствительнее определенные группы депозитов к изменению процентных ставок, тем труднее минимизировать процентный доход по депозитам. Определению спроса на депозиты по степени чувствительности к ставке помогает сегментирование рынка депозитных услуг. Варьируя депозитные ставки по различным сегментам, банки получают возможность сократить издержки по депозитам [12, с.83].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.