Проблемы формирования и управления качеством кредитного портфеля в банках Республики Беларусь
Страница 3

Характерной чертой белорусских банков является неудовлетворительное качество валютного кредитного портфеля. На 1.11.98 валютная задолженность перед банками составила 144,5 млн. долларов. Доля просрочки по валютным кредитам составляет около 28% и ее рост продолжается, (рублевые просрочки остаются на уровне 15%), более 80% валютной просрочки системы сконцентрировано в четырех системообразующих банках: Белпромстройбанк - 38,8 млн.

долл., "Беларусбанк" - 31 млн.долл., Белвнешэкономбанк - 29 млн.долл. и "Белагропромбанк" - 20 млн.долл.[БГ, 23 ноября 1998].

С целью укрепления денежного обращения государство проводит валютную политику. В условиях нестабильности, гиперинфляции одним из направлений валютной политики является использование государством валютных ограничений, которые влияют на деятельность предприятий, занимающихся экспортно-импортной деятельностью и используют валюту. Эти ограничения значительно ограничивают возможности эффективного использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. Например, в сентябре по сравнению с августом поступление конвертируемой валюты сократилось на 30 млн.долл., составив 156,9 млн.долл. Из-за хронической невозможности приобретения валюты останавливается производство то на одном, то на другом заводе.

Прибегая к валютным кредитам они лишь временно решают проблемы недостатка валютных денежных средств. Но в целом они отрицательной влияют на кредитные портфели банков.

В нынешних экономических условиях банкам необходимо внимательнее подходить к выдаче валютных кредитов. На сегодняшний день банкам очень сложно увеличивать свой валютный кредитный портфель. Существуют две основные проблемы. Первая заключается в отсутствии реально валютоокупаемых проектов, а вторая - в отсутствии коротких валютных ресурсов.

Таким образом, проблема минимизации кредитного риска имеет особое значение для белорусских банков. Поэтому последние осознали необходимость анализа качества выдаваемых ссуд и кредитного портфеля в целом. Квалифицированный и своевременный анализ качества кредита позволить принять взвешенное решение о целесообразности его выдачи, а затем проводить продуманную кредитную политику в отношении данного заемщика, правильно определить необходимость и размер отчислений в фонд резервов на покрытие кредитных рисков. Сделанный на основе оценки отдельных видов ссуд анализ качества кредитного портфеля дает руководству банка необходимый инструмент для разработки кредитной политики банка, управления активами и, наконец - управления ликвидностью и платежеспособностью банка.

Характеристики кредитных портфелей отдельных банков.

Банк "Поиск" [БГ,26 окт. 98; БГ, 28 мая 98 года]

В марте 1998 года панамская фирма Compania Finansiera Compannilo стала владельцем контрольного пакета акций АКБ "Поиск". Наследство, оставленное новым хозяевам, не впечатляло. Долгое время банк тяготили некачественный кредитный портфель, низкие показатели эффективности, по итогам 1997 года банк впервые в своей истории доработался до убытков.

Стратегические замыслы банка в течение последних лет строились без учета экономических реалий в стране и прогнозирования развития ситуации. Банк напоминал некий локальный эмиссионный центр по беспрерывной кредитной поддержке прежних владельцев, постоянно балансировал на грани банкротства. Из-за разрыва между расчетной ресурсной базой и размером кредитов он периодически испытывал серьезные трудности с краткосрочной ликвидностью.

Состояние кредитного портфеля - важная проблема "Поиска". Так. За шесть месяцев (с марта по сентябрь 98 года) прирост сомнительных, просроченных и пролонгированных кредитов составил $1.1 млн. К 1.04.98 кредитный портфель банка на 54% был сформирован в валюте - $15.7 млн., из которых $3,3 млн. отнесено в разряд сомнительных, просроченных и пролонгированных. Понятно, что прямо отражается на ликвидности банка и снижает его возможности обслуживать обязательства без ущерба для прибыльности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.