Автоматизация процессов ипотечного кредитования
Страница 1

Ипотечное кредитование на сегодняшний день является одним из наиболее быстро развивающихся направлений на рынке банковских услуг. Наличие конкуренции на данном сегменте рынка стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий, позволяющих оптимизировать и автоматизировать процессы управления ипотечным кредитованием банка, т.

е. повысить эффективность организации информационного обеспечения.

Автоматизация процесса ипотечного кредитования позволяет:

1. Сократить сроки и затраты на подготовку и выдачу ипотечных кредитов;

2. Организовать информационное сопровождение процесса выдачи кредита начиная с первичного обращения заемщика;

3. Формировать единую базу заемщиков;

4. Создать единую базу партнеров и обеспечить контроль договорных отношений между ними;

5. Организовать контроль своевременного погашения обязательств заемщиками и просроченной задолженности;

6. Обеспечить контроль страхового покрытия выданных кредитов;

7. Осуществлять анализ накапливаемой информации;

8. Получать оперативную и управленческую отчетность по направлению ипотечного кредитования и др.

Стоит отметить, что Филиал ГПБ в целях организации эффективной работы использует электронную базу данных по кредитам «ЛОАНС», обладающую следующими основными функциональными возможностями:

· учёт и хранение всех данных о заёмщике, о созаемщике, поручителях, доходах, недвижимости и т.д.;

· учёт и хранение всех данных об обеспечении (недвижимости);

· формирование пакета кредитных документов из системы (кредитный договор, договор поручительства, распоряжения в отдел учета и отчетности и т.д.);

· учет платежей по кредиту;

· мониторинг выполнения заемщиками обязательств по кредитам (в том числе, досрочное погашение и просроченная задолженность).

Однако существующая электронная база данных не позволяет автоматически проводить ряд операций, которые сотрудники ООФЛ вынуждены осуществлять самостоятельно, что существенно снижает оперативность работы, в частности:

· учёт первичных обращений потенциальных заёмщиков и их предварительная квалификация;

· андеррайтинг заёмщика, поручителя и предмета ипотеки;

· формирование стандартных внутренних документов, необходимых для принятия решения о выдаче кредита (экспертное заключение, заявка на кредитный комитет);

· мониторинг страхового обеспечения ипотечных кредитов.

Указанные недостатки электронной базы данных, высокая трудоемкость работы сотрудников ООФЛ, связанная с обработкой больших объемов бумажной документации снижают оперативность и эффективность организации кредитного процесса в филиале. Несмотря на то, что кредитование под залог недвижимости является достаточно рискованным и требует тщательного предварительного анализа как заемщика, так и предмета залога, максимально разумное сокращение сроков и затрат на подготовку и выдачу ипотечных кредитов позволит Филиалу не только привлечь большее количество клиентов, но и облегчить работу сотрудникам, сократить объемы рутинных операций.

Особенно важны сроки рассмотрения и предоставления ипотечных кредитов под залог приобретаемой недвижимости на вторичном рынке, когда организуется цепочка сделок: купля-продажа квартиры с использованием кредитных средств и последующее приобретение другой квартиры продавцом. В такой ситуации заемщик заинтересован в том, чтобы в максимально короткие сроки получить кредит, и любое пролонгирование заранее оговоренных с банком сроков может привести к потере потенциального клиента.

Кроме того, одним из факторов, препятствующих оперативной организации процесса кредитования, является отсутствие системы мониторинга состояния кредитных заявок клиентов каждого кредитного инспектора. Существующая внутренняя форма мониторинга - Журнал регистрации кредитных заявок – позволяет руководству контролировать работу всех кредитных инспекторов на каждом этапе кредитного процесса всех кредитных инспекторов. Однако значительное количество кредитных дел, находящихся под ответственностью у одного сотрудника, приводит нередко к тому, что некоторые кредитные заявки просто забываются, а впоследствии с значительным опозданием оформляются для рассмотрения кредитным комитетом филиала.

Таким образом, одним из недостатков информационного обеспечения, как совокупности мероприятий по созданию условий для эффективной организации кредитного процесса, является низкая оперативность действий сотрудников филиала. В среднем от момента подачи заявки на кредит до подписания кредитного договора проходит около двух недель. А в случае превышения запрашиваемой суммой кредита лимита кредитования на одного заемщика (в омском филиале – 3 200 000 рублей), данный срок увеличивается минимум на 7 дней.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.