Тенденции развития рынка страхования жизни
Страница 2

На данный момент рынок страхования жизни в России медленно, но уверенно стабилизируется, и есть все предпосылки к успешному развитию в будущем. Повышению уровня стабильности и надежности компаний способствуют как естественные факторы (в результате конкурентной борьбы на рынке остаются сильнейшие), так и ужесточение нормативного регулирования на рынке страхования жизни.

Рынок страхования жизни на данный момент стал более консолидирован. Сейчас происходит жесткий отсев недобросовестных страховщиков, что в целом делает рынок стабильнее и благоприятнее для развития честных его участников.

Согласно официальным данным ФССН, рынок страхования жизни в 1 квартале 2010 г. вырос на 9,4% по сравнению с 1 кварталом 2009 г.: объём премии составил 4,4 млрд руб. Структура совокупной страховой премии показана в таблице № 6. Однако если сравнить фирменную структуру рынка страхования жизни и динамику объёма премий страховщиков, осуществляющих операции в 1 квартале 2009 г и в 1 квартале 2010 г, то картина будет несколько иная:

- 64 компании имели ненулевые объёма премии в 1 кв 2010 г, тогда как годом ранее таких страховщиков было 80. Совокупный объём премии вырос не на 9,4%, а значительнее, — на 16,4% по сравнению с 1 кв 2009 г;

- 16 страховщиков ушли с рынка по разным причинам. Основной объём "ушедшей" премии (около 220 млн руб) приходится на компании "Финстрах" и "Урал-АИЛ-жизнь" (в связи с отзывом лицензии), "ИНГ-лайф" и "Фортис жизнь страхование" (в связи с продажей и реорганизацией бизнеса). Отметим, что уход страховщиков с рынка страхования жизни не означает, как в случае, например, с ОСАГО, клиентов, оставленных без обслуживания и страховых выплат. Свою роль здесь играет специфика страхования жизни: корпоративные клиенты могут быть переведены в другие компании (или даже в НПФ, если говорить о пенсионном страховании), а "схемные" просто перестают пользоваться услугами страховщиков.

Главным фактором роста рынка, по итогам развития рынка страхования жизни в 2009 г) стало страхование жизни заемщиков, объёмы премий здесь перестали снижаться еще в 4 кв 2009 г.:

- "Русский стандарт страхование" и "Альфастрахование-жизнь" активно присутствуют в банковских каналах продаж (низкий размер премии на 1 договор);

- другие страховщики, имея невысокий размер премии на 1 договор по страхованию от несчастных случаев ("Дженерали ППФ" и "СИВ Лайф"), в соответствии с лицензией продают кредитное страхование жизни как страхование от несчастных случаев также исключительно через банковские каналы. Объёмы и динамика премии по страхованию жизни на случай смерти (дожития до срока, иного события) обеспечиваются, по всей видимости, за счет системы кросс – продаж страховых продуктов.

В настоящее время розничное страхование жизни является одним из перспективных и быстрорастущих сегментов рынка страхования жизни. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на рынок страхования жизни компаний.

Для динамики структуры рынка страхования жизни характерен рост доли розничного страхования жизни, а также увеличение удельного веса страхования жизни заемщиков. Соответственно, доля кэптивного страхования жизни в общей структуре рынка постепенно снижается.

Опыт стран с переходной экономикой показывает, что развитие классического страхования жизни зависит, как правило, от таких факторов, как уровень благосостояния и горизонт планирования населения. Одной из проблем развития рынка страхования жизни в России является низкий уровень жизни населения. По мнению участников рынка, в крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург и Москва, доля застрахованных граждан практически идентична. В них сконцентрировано большое количество крупных компаний, выплачивающих своим сотрудникам высокие зарплаты или даже включающих страхование жизни работников в социальный пакет. Тенденция роста страхования жизни наблюдается и в крупных региональных центрах, однако общая доля застрахованных там совсем невелика. В настоящее время страхование жизни востребовано либо очень крупными предприятиями, либо компаниями с западным капиталом. Отечественные предприниматели пока изучают стандарты западного менеджмента. В России страхование жизни начнет пользоваться спросом тогда, когда в стране сформируется средний класс - 20-25% от населения страны, в доходе которого будет свыше 20% свободных средств, которые он сможет вкладывать в полис страхования жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.