Тенденции развития рынка страхования жизни
Страница 5

Систему налогообложения в страховании жизни необходимо изменить путем включения в налогообложение только реальные доходы граждан, то есть получаемой экономической выгоды от страхования жизни. Помимо этого необходимо освободить от налогообложения страховые выплаты в случаях смерти, утраты здоровья и медицинских расходов.

Целесообразно также снять ограничения по отнесению расходов на страхование жизни к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, и ввести единые принципы налогообложения всех видов выплат в пользу работников. Кроме того, необходимо законодательное уменьшение базы по налогу на прибыль на сумму расходов по страхованию жизни в пользу работников, если при уплате страховых взносов был удержан подоходный налог с физических лиц и уплачен единый социальный налог.

В качестве инструментов регулирования специализированных страховщиков жизни и других профучастников страхового рынка нужно использовать лицензирование и надзор, а не налоговые механизмы, которые показали свою неэффективность и сделали невозможным развитие реального долгосрочного страхования жизни. Для страховщиков жизни необходимо также увеличение доли перестраховщиков, принимаемых в покрытие страховых резервов, и разрешить им перестраховывать ДСЖ в компаниях — резидентах РФ. Рынок страхования жизни необходимо развивать в соответствии с практикой государств с наиболее развитой рыночной экономикой. В частности, целесообразно законодательно закрепить возможность определения размера страховой суммы по ДСЖ в зависимости от инвестиционных результатов страховщика.

4. Следующей проблемой является несовершенство методологической и организационной базы и отсутствие профессионалов-аналитиков для развития и повышения качества СУ по страхованию жизни. Один из сегодняшних приоритетов Министерства финансов РФ по страхованию жизни — выработка единых подходов в определении состава резервов и методов их расчета. С учетом предстоящего разделения страховщиков по сферам деятельности в перспективе следует и изменение их статистической и бухгалтерской отчетности. Очень важно при этом отметить, что работа страховщиков жизни невозможна без таких специалистов, как страховые актуарии. В связи с этим МФ РФ необходимо срочно разработать положение о квалификационном экзамене для актуариев и требования к актуарному заключению. Повысить интерес клиентов к страхованию жизни могло бы положение закона об организации страхового дела о выплате части инвестиционного дохода по страховым договорам, как это делается за рубежом. Однако до тех пор, пока такие выплаты подпадают под налогообложение, эта норма будет непривлекательной и лишь декларативной. Страховщикам необходимо разрабатывать привлекательные для клиентов страховые продукты и стратегии их продаж, а также заботиться о положительном имидже страховой отрасли в целом.

5. Значительная доля затрат при организации бизнеса по ДСЖ связана с созданием агентской сети, обучением, материальным стимулированием агентов. Возникает проблема, связанная со стимулированием агентов, чтобы они не уходили к конкурентам. В России комиссионное вознаграждение закладывается в структуру тарифной ставки в размере 2-4% от получаемой страховой премии, которое является частью расходов на ведение дела. За рубежом другая практика: сразу при заключении договора страхования жизни компания платит агенту 35-40% годового страхового взноса. Возникает проблема, каким образом законно платить агенту сразу большую сумму, которая, конечно, будет зависеть от срока и условий договора страхования. При этом оставить какой-то небольшой процент и далее, чтобы агент обеспечивал постоянную связь с клиентом.

6. Существует нерешенная налоговым механизмом методологическая проблема формирования гарантированной доходности по договору страхования жизни и оптимизации инвестирования страховых резервов по ДСЖ. Важно, чтобы деньги страхователей, аккумулированные в страховых резервах, инвестировались надежно и эффективно. По правилам компания имеет право до 30% средств резерва, сформированного по договорам страхования жизни, направить на покупку государственных ценных бумаг, до 40% — поместить на банковские депозиты, до 10% — инвестировать в акции российских эмитентов, до 5% — в ПИФы, до 20% — в недвижимость и не более 10% — в драгоценные металлы. Инвестиционные департаменты страховых компаний должны четко следить за тем, чтобы эти вложения работали, получали доход, чтобы обеспечить ежегодный процент страхователю не ниже инфляции. Эта цифра зависит от набора рисков, которые застрахованы, и от срока действия договора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.