Организация работы Орловской областной конторы Государственного банка СССР

Накануне Великой Отечественной Войны учреждения Орловской областной конторы Государственного банка СССР осуществляли следующие операции:

Ø по активным операциям:

1) выдача производственных целевых кредитов;

2) ссуды с/хозяйству;

3) учет векселей;

4) специальный счет под векселя;

5) спец.

счет под залог товаров;

6) срочные ссуды под товары и товарные документы;

7) аккредитивы товарные;

8) дебиторы по товарным операциям;

Ø по пассивным операциям:

1) текущие счета (процентные);

2) бессрочные вклады;

3) переводы.

Банковские операции Орловской областной конторой Госбанка проводились по двум категориям: балансовым счетам и внебалансовым. (См. Приложение №)

В отчетной форме за 1941 год в «Балансовых счетах» указаны следующие новые разделы:

- просроченная задолженность банку (просроченная задолженность по краткосрочным кредитам, проценты, причитающиеся банку);

- аккредитивы и другие расчетные операции (выданные аккредитивы, особые счета по грузообороту, невыплаченные переводы и др.);

- финансирование по капитальному ремонту (особые счета по капремонту);

- расчеты по операциям в учреждениях Госбанка, не сохранивших учета в связи с войной (ссудные расчетные счета предприятий Наркоматов, ведомств и организаций, расчеты с бюджетом и т.д.).

В разделе «Расчеты с госбюджетом и бюджетными учреждениями» значится новый счет – фонд обороны Союза ССР.

Отсутствуют разделы «Средства и имущество по ФУБРу» и «Спецрасчеты общесоюзного бюджета по переоценкам».

В категории «Внебалансовые счета» имеется новый раздел «Документы, принятые на инкассо от ликвидированных национальных банков».

В свободной отчетной ведомости за 1942 года в той же категории указан раздел «Стандартные справки, продовольственные, промтоварные и приравненные к ним карточки».

В «Балансовых счетах» и разделе «Взаимные расчеты» значится новый счет – «выплаты по вкладам военнослужащих», в разделе «Дебиторы и кредиторы» - счет «восстановление активов и пассивов эвакуационных учреждений Госбанка».

В годовых отчетах за 1943 – 1944 гг. в разделе «Краткосрочные кредитные и расчетные операции» указан новый счет «Вклады частных лиц», в разделе «Расчеты с госбюджетом и бюджетными учреждениями» - счет «Фонд Красной Армии на строительство танковых колонн и эскадрилий самолетов».

В той же категории имеется новый раздел «Ценности и документы, оставшиеся неэвакуированными из зоны военных действий или уничтоженные при эвакуации» (фонды учреждений Госбанка, уничтоженные при эвакуации, разные ценности, оставшиеся неэвакуированными из зоны военных действий, долги, списанные в убыток, по которым должники не выявлены).

В категории «Внебалансовые счета» значится раздел «Потери банка, вызванные войной».

В отчетах за 1947 – 1949 гг. в «Балансовых счетах» указана новая банковская операция: «Расчеты с министерством финансов СССР, возникшие в связи с проведением денежной реформы» (разница от уценки денежных билетов старых образцов, разница от переоценки счетов предприятий, организаций, колхозов, вкладов частных лиц в Госбанке и др.).

Таким образом, можно сформулировать следующий вывод о том, что Государственный банк СССР в годы Великой Отечественной Войны выполнял важную роль в сокращения потерь денежных средств, правильной организации денежного обращения в прифронтовой зоне являлись всемерное развитие безналичных расчетов и широкое привлечение средств военнослужащих во вклады. Можно сказать, что в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. Также наряду с осуществлением принудительных антиинфляционных мероприятий проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем — на постройку самолетов и танков. Следует отметить одну особенность антиинфляционной политики. Она заключалась в использовании механизма регулирования цен на товары, реализуемые в государственной и кооперативной торговле, для замедления роста цен на колхозном и частном рынках.

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.