Сущность и классификация активных операций коммерческого банка

В ходе использования привлеченных средств коммерческие банки в целях получения прибыли производят различного рода вложения (инвестиции), совокупность которых и составляет активные операции. Хотя основной целью коммерческих банков является получение прибыли, они не могут вкладывать все средства в высокодоходные операции (например, кредитование клиентуры), поскольку банки одновременно должны обеспечивать своевременный возврат привлеченных средств их владельцам, разумно распределять риски по видам вложений, соблюдать различные законодательные нормы, предписания и указание органов банковского контроля.

Таким образом, активные операции банков представляют собой использование собственных и привлеченных средств, осуществляемое банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в центральном банке и другие виды ликвидных активов).

Активные банковские операции многообразны по форме и назначению, в них банк выступает в нескольких ролях, что отражает различное экономическое содержание активов банка (см. Приложение, рис. 1.1)

Активные банковские операции в зависимости от их экономического содержания делят на: ссудные, инвестиционные, расчетные, трастовые (доверительные), гарантийные и комиссионные.

Экономическое содержание кредитной операции – выполнение банком кредитной функции, т.е. предоставление денежных средств клиентам на условиях прочности возвратности и платности.

Инвестиционные операции банка включают вложения банка в ценные бумаги и совместную с клиентом деятельность, а также долгосрочные кредитные вложения.

Содержание расчетной операции состоит в своевременном и правильном обеспечении расчетов клиентов банка с контрагентами посредством списания или зачисления средств на счет клиента.

Трастовые операции – операции по управлению собственностью, другими активами, принадлежащими клиенту. Гарантийные операции представляют собой выдачу гарантийных писем и поручительств с обязательством банка заплатить долг клиента в определенный срок при наступлении указанных в документе условий.

Комиссионные операции банка связаны с предоставлением клиентам, юридических и других услуг.

В зависимости от риска активные операции банка делят на рисковые и безрисковые. К последним относятся операции по корреспондентскому счету, отчисления банка в резервный фонд в ЦБРФ, операции с денежной наличностью. Остальные располагаются по степени возрастания риска: операции с государственными ценными бумагами, краткосрочные и долгосрочные кредиты, факторинговые и лизинговые сделки.

В зависимости от доходности операции делят на приносящие доход и не приносящие его. К бездоходным относятся: отдельные операции с денежной наличностью, операции по корреспондентскому счету, отчисления в резервный фонд в ЦБРФ, беспроцентные ссуды, пролонгированные и отсроченные ссуды в течение того времени, когда по ним не уплачивается процент.

Операции, приносящие доход, классифицируются по признаку его стабильности. К операциям, приносящим нестабильный доход, относят: консалтинговые, юридические, доставка ценностей и банковских документов, прочие операции.

По уровню ликвидности активные операции подразделяются на операции, характеризующиеся мгновенной ликвидности, ликвидные и операции долгосрочной ликвидности.

По сроку выделяются краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные активные операции (до востребования).

Таким образом, активные операции банков представляют собой использование собственных и привлеченных (заемных) средств, осуществляемое банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций.

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.