Правовая основа сельской кредитной кооперации

Сельские кредитные кооперативы - это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования.

В этом понятии обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов.

В правовом отношении сельский кредитный кооператив действует в рамках определенной структуры и соответствующих правил. Как юридическое лицо кредитный кооператив обладает рядом признаков, позволяющих ему самостоятельно участвовать в финансовых и других операциях в интересах своих членов.

Существенным фактором, способствующим становлению и развитию кредитной кооперации как полноправного участника финансового рынка, является создание качественной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных кооперативов различного уровня.

В настоящее время только два федеральных закона регулируют деятельность специализированных кредитных кооперативов определенного типа. Это - Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

Однако ни один из этих законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных законов существенно ограничена их узкой специализацией.

Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, членами которых являются физические лица. Данный закон не распространяется на кредитные потребительские кооперативы смешанного типа с участием физических и юридических лиц.

Ограничения, указанные в ст. 19 данного Закона, не позволяют выдавать займы юридическим лицам. Кроме того, ст. 19 устанавливает запрет для кредитных потребительских кооперативов граждан на участие в формировании имущества других юридических лиц, ограничивая возможности создания кооперативов второго уровня и кооперативных банков. Пункт 3 ст. 16 ограничивает 50% часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенной для выдачи займов на предпринимательские цели.

Отсутствие универсального федерального закона, регулирующего все многообразие кредитных кооперативов, препятствует широкому всероссийскому распространению передового опыта.

Несмотря на то что некоторые кредитные кооперативы в регионах накопили значительный опыт эффективного функционирования, кредитная кооперация в России, как сектор финансового рынка, находится в начальной стадии своего развития. В текущих условиях федеральный закон должен носить максимально универсальный, рамочный характер и способствовать свободному развитию различных видов кредитных кооперативов. Предметом регулирования данного закона должна стать собственно кредитная кооперация как целостная система; федеральный закон должен заложить и определить правовые, организационные и экономические основы кредитной кооперации.

Положения федерального закона должны определить основные принципы кооперативного движения, в том числе добровольности вступления и выхода из кооператива, его самоуправляемости, а также равноправия членов.

Самоуправляемость является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправляемости, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления - общем собрании, должен предопределить и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства.

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.