Банкирские дома классического периода
Страница 1

Сведения о развитии банковского дела и промышленного кредитования до середины XIX в. чрезвычайно скудны. Однако и они все-таки дают некоторое представление о районах и центрах возникновения и развития частного банкирского предпринимательства.

Наряду с Москвой и Петербургом это Польша и западные губернии (Варшава, Вильно, Бердичев), Прибалтика (Рига) и Юг (Одесса).[1]

.

Принято считать, что в Одессе с самого ее основания в 1795 г. был развит банкирский промысел, находившийся в начале XIX в. в руках греческих и итальянских купцов. Постепенно они были вытеснены «представителям местного торгово-ссудного капитала», а Одесса в первой половине XIX в. «служила денежным и кредитным рынком для всех черноморских и азовских портов, а частью и для Москвы».

Данное утверждение Ананьича наводит нас на мысль о том, что в классический период банковский частный капитал в России только начинает формироваться. До этого банковское дело было прерогативой государства. А в обозначенный период само государство начинает обращаться за помощью к частному капиталу. Подтверждение мы находим в том же цитируемом источнике. В означенный период появляется большое количество банкирских домов, которые играют значительную роль в экономике государства. Их деятельность подробно описана у Ананьичева.[2

].

С начала 1830-х гг. «обширную заграничную торговлю "и банкирские дела» вел одесский первой гильдии купен и коммерции советник Федор Родоконаки. Он был «едва ли не первым в Новороссийском крае» по размерам коммерческих оборотив, доходивших от 3.5 до 5 млн. р.

Большую роль в финансировании землевладельцев и заводчиков Новороссийского края играли одесские банкирские дома Рафаловичей и Ефрусси.3 банкирские дома Юга, как правило, имели тесные связи с заграничными банками или собственные конторы за границей. Известно, что банкирские дома Ефрусси существовали не только в Одессе, но и в Париже и Вене. Так, Михаил Иоахимович Ефрусси, сын одесского первой гильдии купца и потомственный почетный гражданин, оставаясь русским подданным, возглавлял банкирский дом «М. Ефрусси и К0» в Париже. В 1878 г. М. Ефрусси был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени за значительные пожертвования в пользу раненых во время русско-турецкой войны 1877 1878 гг.

М. Ефрусси получил также награды от португальского короля, а в 1890 г. был возведен им в графское достоинство. Однако попытки М. Ефрусси в 1891—1892 гг. получить разрешение Александра III -.:на принятие и ношение графского титула» потерпели неудачу.

Банкирский дом «Рафалович и К°» был открыт в Одессе в 1833 г. С 1843 г. "его возглавлял Давид Рафалович. К концу 1860-х гг. дом имел ежегодные обороты до 50 млн. р. и играл существенную роль в развитии промышленности и торговли Новороссийского края. При «обширных сношениях с Лондоном, Парижем и Петербургом. Дом поддерживал своим кредитом многие значительные фирмы края» и участвовал «в реализации почти всех русских и заграничных займов».

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что классический период ознаменован изменениями в философии банковского дела.

В средние века банки столкнулись с противодействием со стороны церкви, прежде всего потому, что бедным займы часто предоставлялись под очень высокий процент. У мусульман и православных ростовщичество и сейчас считается грехом. Что характерно, в современной истории в некоторых мусульманских странах операции ростовщичества банкам запрещены. Это коренным образом меняет философию современного банковского дела в этих странах. Это означает, что рядовые вкладчики, размещая свои деньги в банке именно с целью сохранения, и платят за услугу сохранения своих средств. Таким образом, формируется кредитный ресурс для заемщиков. Т.е. от философии банковского дела, от ее развития коренным образом зависит суть деятельности банка и, соответственно, это в значительной степени влияет на выбор системы управления банком, на определение стратегии работы банка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.