Современная философия кредитно-денежной и банковской системы
Страница 3

Сейчас важно определить роль банка в экономических отношениях на современном этапе. В экономике государства она должна рассматриваться через призму отношений между людьми, отношений акционеров -хозяев банка, менеджеров и общества, в котором функционирует банк.

Соответственно, общество - все те социальные группы, физические лица в целом и, как принято говорить, юридические лица, что означает: все сферы экономики представлены различными хозяйствующими субъектами. К сожалению, многие авторы, да и практически большинство литературы, сосредоточены на исследовании роли банков в экономическом механизме с точки зрения функций, которые выполняют банки. Но функция всегда вторична по отношению к цели, поэтому рассмотрение с точки зрения человеческих отношений - это как раз ключ к пониманию философии развития банковского дела.

Смысл рассмотрения отношений между людьми - определить согласованность интересов отдельных групп, каждого человека. С точки зрения управления здесь мы имеем дело с системой отношений, которая состоит из интересов акционеров, менеджеров и общества, иными словами, их целей. Высшим смыслом по отношению к интересам и целям названной системы являются нравственные принципы, провозглашенные государством, гражданским обществом этого государства.

Акционеры, как люди, имеющие право принимать стратегические управленческие решения, определять стратегию развития банка, в качестве цели принимают получение максимальной, или по крайней мере удовлетворительной, прибыли при сохранении приемлемого для банковских акционеров уровня риска, обеспечивая на определенном уровне надежность банка. Акционеры в качестве цели могут определять повышение стоимости их акционерного капитала. Цель менеджеров - получить большую долю доходов и часть прибыли, которую получает банк для решения социально-бытовых вопросов.

Общество рассчитывает, что банк предоставит необходимые услуги как юридическим хозяйствующим субъектам, так и домашним хозяйствам, отдельным гражданам, которые могут воспользоваться этими услугами, т.е. цена этих услуг приемлема для их использования. Кроме того, общество надеется, что полученную прибыль банки будут вкладывать в дальнейшее экономическое развитие предприятий и в целом экономики регионов и государства. Как видим, вектор целенаправленности различных групп этих отношений несет в себе возможные конфликты интересов. Важнейшее значение в связи с этим имеет формирование стратегии развития банка, его философии с точки зрения согласования интересов.

Понимание сектора согласованных интересов определяет устойчивость, надежность работы банка и дает возможность реализовать цели всех участников этих отношений. В конечном итоге согласование интересов дает ответ: а чем, собственно, должен заниматься банк? Чем должны заниматься менеджеры? Что должны делать определенные подразделения банка? Как должна контролироваться деятельность банка? Это подтверждают работы Деминга.

Основы метода Деминга содержатся в списке целей, в котором он называет 14 пунктов. Это скорее философские, чем прикладные императивы для менеджмента. Первый из них - создать постоянство цели. Вы должны определить: каким именно бизнесом вы занимаетесь и как вам в нем остаться? Это звучит обманчиво просто, пока вы над этим не задумываетесь. Изготовители кнутов во времена гужевого транспорта, несомненно, считали своей целью только производство кнутов, чем и объясняется, почему они теперь остались ни при чем. На самом же деле их бизнес был - ускорение средств передвижения. Изготовление одних лишь кнутов, даже лучшего в мире качества, было недостаточно, постоянство цели означает - быть впереди клиента не только удовлетворяя нынешние потребности, но и планируя будущее. Автомобильная компания «Форд» начала консультироваться с Демингом в 1982 году и одним из первых вопросов, которые он задал, был вопрос о постоянстве целей. Руководство фирмы стало об этом размышлять. Через 1,5 года Форд сформулировал свои цели, ценности и руководящие принципы. Сейчас в мире нет ни одного служащего-поставщика или продавца этой компании, который бы не знал, что качество - прежде всего. Таким образом, логично рассудить, что цели акционеров, менеджеров не могут быть достигнуты, не ставя на первое место интересы внешней среды, другими словами, не учитывая все те ограничения, которые обозначены государством, его соответствующими органами, Центральным банком РФ и потребностью в услугах. Говоря об услугах - мы говорим об устойчивости банка. Определение нравственности и безнравственности услуг, в конечном итоге, формулирует принципы и методы конкуренции банков и, соответственно, методы управления ими. Критерии нравственности услуги- это не противоречие интересам общества, а это означает, что если мы говорим об интересах пенсионеров, по их вкладам могут быть повышенные ставки.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.