Развитие и совершенствование платежной системы Банка России
Страница 4

Прежде всего подтвердим важность решения этой задачи. На начало 2008 г. участниками платежной системы Банка России являлись более 1,1 тыс. кредитных организаций и чуть менее 2,3 тыс. филиалов кредитных организаций.

На этих участников приходилось в общей сложности более 3,4 тыс. счетов в платежной системе Банка России. Доля платежей кредитных организаций (филиалов) составила в 2007 г. около 84% по количеству и 80% по объему от общего количества и объема платежей, проведенных платежной системой Банка России.

В силу системной значимости платежной системы Банка России, ее крупные технические сбои потенциально могут вызвать как серьезные трудности у отдельных ее участников, так и общий системный сбой в финансовой системе Российской Федерации. Задержки в расчетах, вызванные продолжительными сроками прохождения платежей, в том числе из-за технических сбоев, могут привести к временному дефициту ликвидности и росту кредитных рисков. Это значит, что для достижения финансовой стабильности платежная система Банка России должна иметь повышенную устойчивость к операционным рискам.

Необходимо отметить, что проблемы в отдельных финансовых учреждениях (кредитные риски и риски ликвидности) также могут проявиться в платежной системе. Платежная система может затем посредством «эффекта домино» передавать эту нестабильность от одного учреждения к другому (системный риск). Таким образом, антикризисная стратегия Банка России, как и любого другого центрального банка, применительно к платежной системе, оператором которой он является, предусматривает минимизацию рисков финансовой нестабильности.

Системно значимый характер платежной системы Банка России позволяет ей взять на себя роль катализатора развития кредитно-финансовой системы Российской Федерации. Совершенствуя свою платежную систему, нормативные требования в области расчетов, Банк России способствует также тому, чтобы коммерческие банки внедряли передовое оборудование и технология, а также проводили профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Таким образом, реализация цели Банка России по обеспечению эффективного и бесперебойного (безопасного) функционирования своей платежной системы системно влияет на реализацию целей по защите и обеспечению устойчивости рубля и развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации. В свою очередь это определяет направление стратегии антикризисного управления платежной системой Банка России.

Полагаем, что специалистам хорошо известно, как должна выглядеть современная платежная система. Во-первых, если ориентироваться на Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, то платежная система Банка России должна иметь четкую и понятную для участников рынка нормативно-правовую базу, которая действует одинаково на всей территории Российской Федерации, Это создаст предпосылку для однозначного понимания участниками рынка воздействия, оказываемого на них платежной системой Банка России, осознания ими финансовых рисков платежной системы, участниками которой они являются, а также конкретных областей концентрации этих рисков.

Во-вторых, платежная система Банка России должна иметь четко определенные и эффективные процедуры управления кредитными рисками и рисками ликвидности, а также обеспечивать быстрый и окончательный расчет в день валютирования.

В этой связи, в-третьих, платежная система Банка России должна обеспечивать высокий уровень безопасности и операционной надежности и иметь резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течение операционного дня.

В-пятых, платежная система Банка России должна предоставлять удобные для пользователей и эффективные для экономики способы совершения платежей и т. д.

Прежде чем эффективно внедрить Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, разработанные Банком международных расчетов, в Российской Федерации, необходимо каким-то образом увязать (адаптировать) старые механизмы денежного обращения и создаваемую новую платежную систему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.