Развитие и совершенствование платежной системы Банка России
Страница 5

Любая платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковского перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение. Процедуры, правила и технологии - это стереотипы управления.

Адаптация платежной системы Банка России к вызову времени предполагает корректировку стереотипов управления. В силу указанной причины уточним, как и какие стереотипы управления могут оказывать сдерживающее влияние при осуществлении преобразований в платежной системе Банка России.

В настоящее время платежная система Банка России состоит из четырех компонент. Три из четырех компонент - системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов, а также система расчетов с применением авизо - являются децентрализованными по своей идеологии.

Система платежей Банка России на основе авизо - это старый банковский инструмент, известный по системе межфилиальных расчетов Госбанка СССР. Он сродни паровозу, который всегда стоит на запасном пути. Этот «паровоз» всегда может быть использован в кризисных ситуациях, в том числе, если учреждения Банка России в полевых условиях будут испытывать перебои со связью, вычислительной техникой при отсутствии электричества и т. д. Однако платежи с использованием авизо, как отмечалось выше, были ориентированы ее создателями на бумажные технологии, которые в силу соответствующего развития производительных сил использовал Госбанк СССР.

Система межрегиональных (МЭР) и внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) также является децентрализованной. На практике ВЭР представляют собой 78 региональных компонент платежной системы Банка России. Они в свое время были созданы соответствующими территориальными учреждениями Банка России для клиентов, счета которых отражены у них в балансе, путем автоматизации на региональном уровне отдельных сегментов системы межфилиальных расчетов Госбанка СССР.

Межрегиональные электронные расчеты (МЭР) - это механизм, также созданный на основе системы межфилиалъных расчетов Госбанка СССР. Он позволяет каждой региональной компоненте платежной системы Банка России (ВЭР) взаимодействовать с другими 77 региональными компонентами платежной системы Банка России соответствующих территориальных учреждений. Фактически, МЭР - это те «нитки», которые «сшивают» отдельные лоскутки региональных компонент платежной системы Банка России в единое «одеяло» платежной системы Банка России.

Система ВЭР, при всей своей архаичности, а целом работает без сбоев. На нее приходится до 85% от общего количества платежей, осуществляемых по системе МЭР и ВЭР. Клиенты Банка России, если они осуществляют расчеты только в рамках одного субъекта Российской Федерации, на платежную систему не жалуются.

Проблемы начинаются, если клиент центрального банка осуществляет платежи в системе ВЭР одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации. В силу того, что каждое территориальное учреждение Банка России самостоятельно автоматизировало внутрирегиональные расчеты, регламенты функционирования БЭР в различных субъектах Российской Федерации существенно отличаются,

В настоящее время децентрализованная обработка учетно-операционной информации в регионах консолидируется в коллективных центрах обработки информации (КЦОИ) в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве. Однако учетно-операционные системы и системы ВЭР остались разрозненными. Это создает существенные трудности для эффективного анализа платежного оборота и наблюдения за платежной системой Банка России.

По образному выражению основоположников реинжиниринга Майкла Хаммера и Джеймса Чампи: «Автоматизировать существующие процессы с помощью ИТ - все равно что асфальтировать протоптанные коровами дорожки». Хотелось бы, чтобы механическое объединение компьютеров создало предпосылку для единой информационно-аналитической системы платежной системы (НАС ПС) Банка России. Возможно, в этом случае мы сможем в дальнейшем избежать упреков в том, что, автоматизируя путаницу в расчетах, мы получили автоматизированную путаницу в расчетах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.