Развитие и совершенствование платежной системы Банка России
Страница 6

15 - 18% платежей, осуществляемых клиентами в системе МЭР и ВЭР, направляется за пределы своего региона. Участники платежной системы Банка России расположены в 11 различных часовых поясах. По этой причине платежи между участниками, которые расположены в удаленных друг от друга часовых поясах, могут проводиться только с технически неизбежной задержкой.

Если средний срок расчетных операций на внутрирегиональном уровне в 2007 г. составил около 5 часов, то на межрегиональном уровне он превышает один операционный день. Как следствие, финансовые институты, расположенные в столице, получают преимущества в расчетах, например, при совершении операций на ММВБ и т. д.

Наиболее очевиден недостаток системы МЭР и ВЭР при срочных платежах по сделкам на финансовых рынках, операциях со средствами федерального бюджета, которые осуществляются в рамках концепции единого счета Федерального казначейства, а также по прочим крупным платежам, связанным с производством, торговлей и т. п. Это снижает эффективность денежно-кредитной политики Банка России, управление бюджетами со стороны Минфина России, а также не обеспечивает клиентам равных возможностей при осуществлении расчетов в масштабах всей страны.

Проведение кредитными организациями расчетов через разделенную на региональные компоненты платежную систему Банка России понуждает их, как и в 90-е годы, использовать множество корреспондентских счетов, а также корреспондентских субсчетов. Это приводит к значительному росту операционных и других издержек, повышению уровня рисков в их деятельности, осложняет развитие региональных подразделений.

С 2007 г. в платежной системе Бачка России функционирует система банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Эта система составляет в платежной системе Банка России дополнительный контур и на данном этапе предусматривает добровольное участие.

На начало ноября 2008 г. в состав участников системы БЭСП было включено 187 учреждений Банка России (в том числе ОПЕРУ-1 Банка России, ОПЕРУ и пять отделений Московского главного территориального учреждения Банка России), 444 кредитные организации, а также 15 территориальных управлений Федерального казначейства. Планируется участие в системе БЭСП самого Федерального казначейства и других его территориальных учреждений. По всей видимости, до конца года количество кредитных организаций - участников БЭСП может превысить 500.

Эта система, в отличие от системы межрегиональных и внутрирегиональных расчетов, имеет централизованную архитектуру и единый регламент. Расчеты проходят на валовой основе в режиме реального времени. Как следствие, БЭСП создает условия для повышения эффективности использования инструментов денежно-кредитной политики Банка России, а также управления единым счетом Федерального казначейства.

Одновременно для всех клиентов - участников БЭСП, вне зависимости от их фактического территориального расположения, складывается возможность осуществлять расчеты на финансовых рынках в режиме реального времени. В том случае, если кредитные организации, имеющие филиалы, подключаются к БЭСП в качестве прямых участников расчетов (ПУР), они получают возможность:

- осуществлять расчеты с единого корреспондентского счета в Банке России (без открытия корреспондентских субсчетов своим филиалам),

- наблюдать со своего автоматизированного рабочего места за прохождением платежей в платежной системе Банка России.

В свою очередь это может способствовать переходу коммерческих банков на:

- централизованный бухгалтерский учет всех операций;

- централизованное управление всей своей ликвидностью.

Интеграционные процессы в экономике Российской Федерации, расширение и рост национальных финансовых рынков, реализация концепции единого счета Федерального казначейства, а также возможности научно-технического прогресса ставят перед Банком России задачу централизованного управления всей своей платежной системой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.