Заключение
Страница 1

Электронная система межбанковских расчетов предназначена для передачи расчетно-денежных документов по каналам связи.

Составляющими системы электронных расчетов Банка России являются:

- межрегиональные электронные расчеты (МЭР) - расчеты, в которых РКЦ - отправитель и РКЦ - получатель платежа находятся в разных регионах;

- внутрирегиональные электронные расчеты (ВЭР) – расчеты, в которых РКЦ - отправитель и РКЦ - получатель находятся в одном регионе.

При осуществлении межрегиональных электронных расчетов электронные документы направляются через сервер электронной почты, расположенный в Межрегиональном центре информатизации Банка России. Расчеты по счетам, открытым в учреждениях Банка России для учета межрегиональных электронных платежей, производятся по принципу "каждое территориальное учреждение Банка России с каждым".

Внутрирегиональная система электронных расчетов представляется иерархической системой, в которой на верхнем уровне находятся учреждения Банка России (ГРКЦ – головной расчетно-кассовый центр, РКЦ - районные расчетно-кассовые центры, ВЦ – вычислительный центр), на нижнем уровне - кредитные организации и клиенты РКЦ.

В настоящее время в системе Банка России реализованы два способа обработки учетно-операционной информации:

· централизованная обработка данных;

· децентрализованная обработка данных.

· При осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России в настоящее время используются:

· электронные платежные документы полного формата, не требующие сопровождения расчетными документами на бумажных носителях;

Для включения в систему электронных расчетов через расчетную сеть Банка России кредитные организации и клиенты в дополнение к договору о расчетном обслуживании заключают с обслуживающим учреждением Банка России договор об обмене электронными документами.

Участники системы электронного обмена могут передавать и принимать в свой адрес платежи, получать оперативную информацию о состоянии своих счетов в течение дня, а также использовать для расчетов средства на своем счете с учетом текущих поступлений.

Технология осуществления электронных платежей предусматривает процедуры проверки подлинности пакетов электронных документов, логического контроля правильности оформления ЭПД, автоматизированного списания средств со счетов плательщиков и зачисления на счета получателей в соответствии с реквизитами электронных платежей.

Нормативная база, регулирующая отношения между участниками электронных расчетов на территории Российской Федерации, постоянно совершенствуется. Существуют некоторые проблемы при осуществлении электронных платежей, которые требуют внесения изменений в действующие нормативные акты Банка России или разработки новых.

К таким проблемам можно отнести невозможность для учреждения Банка России самостоятельно устанавливать вид доставки расчетного документа "электронно" – это является прерогативой клиента-отправителя платежа. Кроме того, не определены нормативными актами длина наименования кредитной организации и юридического лица, что приводит к несоответствию бумажного документа и его электронной копии из-за произвольного сокращения реквизитов при составлении ЭПД. Недостаточная длина реквизита "назначение платежа" в форматах ЭПД накладывает ограничения на отправку расчетно-денежных документов электронным способом, а также приводит к сокращению текста назначения платежа при составлении ЭПД пользователями системы электронных расчетов. Не существует отдельного нормативного документа, регламентирующего порядок проведения внутрирегиональных электронных платежей.

Банк России проводит политику, направленную на расширение системы электронных расчетов, - устанавливает наиболее низкие тарифы на расчетные услуги по переводу платежей с использованием электронных технологий, обеспечивает высокий уровень безопасности и надежности электронных платежей, занимается развитием технических и программных средств, обеспечивающих проведение электронных платежей.

Страницы: 1 2

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.