Страхование в России после 1917 года
Страница 5

В этот период начали создаваться первые альтернативные системе Госстраха СССР страховые организации (АСКО, "Прогресс", "Россия" и др.). Значительную роль в ускорении создания негосудар­ственных страховых обществ сыграло утверждение Советом Министров СССР 19 июня 1990 г.

Положения "Об акцио­нерных обществах и товариществах с ограниченной ответ­ственностью" и постановления "О мерах по демонополиза­ции народного хозяйства" (16 августа 1990 г). Последнее постановление прямо ориентировано на то, что на страхо­вом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.

Демонополизация происходила и в системе Госстраха. Она выражалась прежде всего в предоставлении страховым обществам республик, краев и областей права наряду с еди­ными по стране видами страховании проводить региональ­ные виды имущественного и личною страховании. В связи с этим в некоторых республиках стали неоднозначно решать­ся вопросы даже традиционных видов страхования (напри­мер, с 1991 г. в одних республиках страхование имущества колхозов и совхозов стало добровольным, а в других оно по-прежнему осталось обязательным).

Этот процесс получил логическое продолжение в связи с утверждением Советом Министров СССР "Положения об акционерных обществах с ограниченной ответственностью", а затем принятием Закона РСФСР "О страховании" (1992 г.), когда образование новых страховых компаний приняло массовый характер.

Государственные страховые организации республик стали также осуществлять операции, считавшиеся прежде исключительной сферой деятельности Ингосстраха. В усло­виях демонополизации страхования на территории Россий­ской Федерации создаются страховые организации с участи­ем иностранного капитала

(оффшорные страховые компа­нии), а также аккредитуются представительства зарубежных страховых, перестраховочных и брокерских фирм.

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функ­ционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свиде­тельствуют создание сотен страховых организаций, по­явление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике. По своим потенциальным воз­можностям российский страховой рынок является одним из крупнейших финансовых рынков.

Несмотря на рост среднедушевых до­ходов населения страны в долларовом выражении толь­ко за 1996—1997 годы на 40%, их абсолютная величина остается низкой и в среднем по стране не превышает 160 долл. При этом сумма среднедушевого дохода немногим более чем в два раза превышает прожиточный уровень. Имеет место значительное социальное рас­слоение в обществе. Так, в течение 1995—1997 годов, по официальным данным, доходы 10% самых обеспеченных граждан в 13—13,5 раза превышали доходы 10% наиме­нее обеспеченных. Низкие доходы граждан являются одним из сдерживающих факторов распространения страховых услуг.

На начало 1998 г. в государственном реестре было зарегистрировано 2334 страховые компании и страховых брокеров. Общее число филиалов страховых компаний составляет 7000, из которых 2500 принадлежит ком­паниям системы Росгосстрах. Несмотря на большое количество страховых компаний, их значение в эко­номике с 1992 по 1997 уменьшалось. Отно­шение страховых взносов к валовому внутреннему про­дукту страны, достигавшее 3% на рубеже 80—90-х годов, по итогам 1997 г. не превысило 1,3%.

Большинство рисков в экономике страны в середине 90х было либо вообще ничем не обеспечено, либо обеспечено крайне незначительно. По данным Всероссийского союза стра­ховщиков, в 1997 г. произошло 1500 чрезвычайных ситу­аций, 151 тыс. пожаров. Общий ущерб оценивался в 309 трлн руб. Убытки по большинству из произошедших событий не были застрахованы и компенсированы. И это при наличии специальных законодательных мер о раз­витии противопожарного страхования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.