Страхование в России после 1917 года
Страница 6

Число самостоятельных хозяйствующих субъектов в силу особых гражданско-правовых отношений не способ­ных обойтись без заключения соответствующих догово­ров страхования достаточно ограничено. К ним в пер­вую очередь относятся фирмы, занимающиеся внешне­экономической деятельностью или осуществляющие регулярные международные перевозки российские компании, в тех или иных формах сотрудничающие с иностранными инвесторами, а также иностранные тор­гово-промышленные компании, действующие в России.

В определенной части к перечисленной категории можно отнести российских граждан, выезжающих в некоторые страны дальнего зарубежья с культурными, научными, познавательными или деловыми целями.

В рос­сийской деловой практике отсутствие страховой защиты у любой коммерческой фирмы очень незначительно вли­яет на отношения с партнерами по бизнесу. Ссылки на отсутствие страховой культуры и укоренившихся тради­ций к страхованию выглядят малоубедительными. Ско­рее причина кроется в отсутствии экономического ин­тереса к страхованию, при наличии довольно размытой правовой базы, регулирующей хозяйственный оборот.

В 1992—1995 годы страховые компании выжили и развивались благодаря тому, что смогли приспособиться к оказанию услуг по легальной оптимизации налоговых и иных обязательных платежей (взносы в социальные внебюджетные фонды). В 1993 г. почти 10% страховых премий приходилось на «квази» — страхование ответст­венности заемщика за непогашение кредита. Значитель­ное изменение структуры страховых премий произошло в 1996 г., когда доля возвратного страхования заметно снизилась, а классические виды страхования не могли полноценно развиваться из-за невозможности отнесения затрат на страхование на себестоимость произведенной продукции. В результате совокупная прибыль страховых компаний практически не изменилась, а совокупные убытки выросли в два раза. Сложившаяся ситуация вы­нуждала страховщиков расширить свое участие в про­граммах обязательного страхования. Доля взносов по обязательному страхованию в общем г объеме поступле­ния страховых платежей превысила 40%.

Реально некоторое улучшение конъюнктуры отечест­венного страхового рынка произошло в 1997 г., когда предприятиям разрешили включать в издержки суммы страховых премий по некоторым видам страхования, хотя и в объеме, не превышающем 1 % выручки.

Страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Уставный капитал в размере 1 млн «новых» рублей и больше на начало 1998 г. имели только 643 страховые компании, или 27,5% их общего числа. По данным Депар­тамента страхового надзора Министерства финансов РФ только 150 страховых компаний удовлетворяли требова­ниям к минимальному размеру уставного капитала, ко­торые будут введены в действие, начиная с 1 января 1999 г. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка.

По оценкам Госналогслужбы РФ, на протяжении 1992—1997 годов значительная часть организаций, заре­гистрированных как страховые компании, на самом деле ими не являлись, а представляли собой фирмы, создан­ные для решения задач своих учреждений по избежанию налогообложения. С другой стороны, и качестве налого­плательщиков, страховые компании и РФ не представля­ют особого интереса для местных и федеральных властей. Налоговые платежи страховых компаний в кон­солидированный бюджет Российской Федерации в 1997 г. составили 1,081 трлн неденоминированных рублей, или 0,19% общих поступлений. Для сравнения в 1996 г. от страховых компаний в бюджет было обеспечено 944 млрд руб. налоговых поступлений. По налогу на прибыль в федеральный бюджет от страховых ком­паний поступило 176 млрд неденоминированных руб­лей, что составляет 0,5% всей суммы платежей по дан­ному налогу. При этом существенная часть из 7700 стра­ховых компаний и их филиалов прекратили платить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.