Страхование в России после 1917 годаСтраница 6
Число самостоятельных хозяйствующих субъектов в силу особых гражданско-правовых отношений не способных обойтись без заключения соответствующих договоров страхования достаточно ограничено. К ним в первую очередь относятся фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью или осуществляющие регулярные международные перевозки российские компании, в тех или иных формах сотрудничающие с иностранными инвесторами, а также иностранные торгово-промышленные компании, действующие в России.
В определенной части к перечисленной категории можно отнести российских граждан, выезжающих в некоторые страны дальнего зарубежья с культурными, научными, познавательными или деловыми целями.В российской деловой практике отсутствие страховой защиты у любой коммерческой фирмы очень незначительно влияет на отношения с партнерами по бизнесу. Ссылки на отсутствие страховой культуры и укоренившихся традиций к страхованию выглядят малоубедительными. Скорее причина кроется в отсутствии экономического интереса к страхованию, при наличии довольно размытой правовой базы, регулирующей хозяйственный оборот.
В 1992—1995 годы страховые компании выжили и развивались благодаря тому, что смогли приспособиться к оказанию услуг по легальной оптимизации налоговых и иных обязательных платежей (взносы в социальные внебюджетные фонды). В 1993 г. почти 10% страховых премий приходилось на «квази» — страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Значительное изменение структуры страховых премий произошло в 1996 г., когда доля возвратного страхования заметно снизилась, а классические виды страхования не могли полноценно развиваться из-за невозможности отнесения затрат на страхование на себестоимость произведенной продукции. В результате совокупная прибыль страховых компаний практически не изменилась, а совокупные убытки выросли в два раза. Сложившаяся ситуация вынуждала страховщиков расширить свое участие в программах обязательного страхования. Доля взносов по обязательному страхованию в общем г объеме поступления страховых платежей превысила 40%.
Реально некоторое улучшение конъюнктуры отечественного страхового рынка произошло в 1997 г., когда предприятиям разрешили включать в издержки суммы страховых премий по некоторым видам страхования, хотя и в объеме, не превышающем 1 % выручки.
Страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Уставный капитал в размере 1 млн «новых» рублей и больше на начало 1998 г. имели только 643 страховые компании, или 27,5% их общего числа. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ только 150 страховых компаний удовлетворяли требованиям к минимальному размеру уставного капитала, которые будут введены в действие, начиная с 1 января 1999 г. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка.
По оценкам Госналогслужбы РФ, на протяжении 1992—1997 годов значительная часть организаций, зарегистрированных как страховые компании, на самом деле ими не являлись, а представляли собой фирмы, созданные для решения задач своих учреждений по избежанию налогообложения. С другой стороны, и качестве налогоплательщиков, страховые компании и РФ не представляют особого интереса для местных и федеральных властей. Налоговые платежи страховых компаний в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1997 г. составили 1,081 трлн неденоминированных рублей, или 0,19% общих поступлений. Для сравнения в 1996 г. от страховых компаний в бюджет было обеспечено 944 млрд руб. налоговых поступлений. По налогу на прибыль в федеральный бюджет от страховых компаний поступило 176 млрд неденоминированных рублей, что составляет 0,5% всей суммы платежей по данному налогу. При этом существенная часть из 7700 страховых компаний и их филиалов прекратили платить
Банковские услуги
В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.