Этапы становления и развития банковской системы России

Почти за два десятилетия своего свободного существования российская банковская система прошла через шесть этапов развития и взросления.

1) 1987 – 1991 гг. – создание институциональных основ банковской системы рыночного типа;

2) 1992 – 1994 гг.

– экстенсивный рост банковской системы в условиях гиперинфляции, сопровождавшийся созданием банков-однодневок;

3) 1995 – 1997 гг. – сокращение числа коммерческих банков в условиях усиления надзорной деятельности и проведения жесткой денежно-кредитной политики Банком России;

На первых трех этапах, до кризиса 1998 года, банковская система развивалась в крайне неблагоприятной экономической и регулятивной среде, мешавшей созданию нормального банковского бизнеса, продуктов и технологий. Пожалуй, единственными достижениями того периода можно считать создание нормативно-правовой базы для функционирования банковской системы и аппарата банковского надзора, а также формирование кадрового потенциала банковской отрасли.

4) 1998 – 1999 гг. – адаптация банковской системы к условиям деятельности, характеризующимся обвалом финансовых рынков и системным кризисом;

Для этого этапа характерно переосмысление выжившими банками своей стратегии, продуктовой линейки и технологий, а также специализации в конкретных сегментах банковского рынка. Параллельно ужесточались требования регуляторов, функционирование банковской отрасли подтягивалось к международным стандартам, банки стали осваивать технологии корпоративного управления, стратегического менеджмента и управления собственной стоимостью

5) середина 1999 г. – середина 2008 г. – функционирование банковской системы в условиях роста промышленного производства, формирование всех звеньев современной банковской системы (Рисунок 1);

Главная тенденция на этом этапе – процесс консолидации и объединения банковской системы набирает силу и мощь, банковский бизнес становится в результате одним из лидеров по инвестиционной привлекательности среди отраслей экономики. Уровень развития российской банковской системы практически приблизился к уровню стран Восточной Европы, а по некоторым параметрам и превосходит его. Капитализация банковской системы с 2002 года по 2008 год показывала уверенный рост (Рисунок 2). Активы банковского сектора с 2004 года по 2008 год выросли в 3,6 раза, собственный капитал российских банков увеличился в 3,3 раза, достигнув уровня в 8,1% к ВВП. (Таблица 1). В 2004 году совокупные активы банковской системы составляли всего 42, 1% ВВП, то к 2008 году это соотношение составило 60,8 %.

Особую значимость для стабилизации банковской системы имел и рост доверия населения и бизнеса к банкам. Лучший индикатор – увеличение объема вкладов с 2004 года по 2008 год в 3,4 раза (Рисунок 3).

Рост доходов населения, ставший естественным продолжением и одновременно движущей силой экономического роста и повышения доверия клиентов к банкам, так и банков к своим клиентам, привели к резкому скачку объемов кредитования населения и предприятий (Рисунок 3).

Все вышеперечисленное сформировало основу рывка инвестиционной привлекательности отрасли, в том числе и для иностранных участников рынка.

Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов увеличилось с 2001 года по 2008 год в 1,5 раза (Таблица 2).

Темпы роста иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций превзошли темпы роста совокупного зарегистрированного капитала банковской системы. (Рисунок 4). Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы выросла с 2001 года по 2008 год в 3,3 раза, и в 2009 году также наблюдается ее рост (Рисунок 5).

Однако кроме позитивно оцениваемых возможностей этот процесс несет в себе и существенные угрозы, вплоть до потери самостоятельности российской банковской системой.

6) со второй половины 2008 г. – функционирование банковской системы в условиях глобального финансового кризиса.

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.