Проблемы в развитии банковской системы России

Одним из каналов воздействия мирового кризиса на экономику России стало недостаточная развитость банковской системы страны. Банки оказались слабым местом всей нашей экономической системы и оказались не способны в полной мере финансировать развивающуюся экономику страны.

Наша банковская система не в состоянии изыскать необходимые для развития страны инвестиции, и поэтому до 20% инвестиций, даже при очень низкой их норм и хроническом недостатке, предприятиям и организациям приходилось занимать у зарубежных инвесторов, с каждым годом увеличивая внешний долг России, который сегодня перевалил за 500 миллиардов долларов. И одна из главных трудностей кризиса – в необходимости огромных и все возрастающих государственных затрат, связанных с возвратом этого долга. В последние 2009 году наши предприятия и организации должны вернуть зарубежным инвесторам 100 млрд долл.

В условиях кризиса, снижения спроса на продукцию невозможность повысить цены и на этом заработать дополнительные деньги, трудности с ликвидностью не позволяют многим предприятиям в России вовремя и сполна расплатиться по своим долгам. И они приходят к правительству за помощью. Внешэкономбанку перечислено 50 млрд долл., чтобы снабжать этими средствами предприятия и облегчить им выплату долгов.

Если бы российские банковская и финансовая системы были достаточно развитыми, соответствующими достигнутому экономическому уровню страны, у нас бы не было этого долга и не было бы таких трудностей.

Проблема слабости российских банков во весь рост ставилась банковским сообществом последние 5 лет. Была разработана программа банкизации страны, – программа ускоренного укрепления нашей банковской системы. Но Министерство финансов и Центральный банк во многом поступают вопреки линии на укрепление банковской системы России. В Министерство финансов, например, были стянуты все хозрасчетные средства бюджетных организаций, которые ранее размещались на счетах коммерческих банков, приумножали их активы, давали дополнительную прибыль, ускоряли рост, обеспечивали кредитную базу. Все это изъяли и сосредоточили в Казначействе, откуда организации, заработавшие эти деньги, их обратно могут получить с трудом через многочисленную систему конкурсов.

Банк России, не имея возможностей повлиять на сокращение прироста бюджетных расходов, которые являлись главным источником повышения инфляции, сосредоточился на сжатии ликвидности банков, введя повышенные коэффициенты резервирования, пытаясь ограничить кредитную массу, видя в ней один из главных источников инфляции, а не главный источник социально-экономического развития России, как это есть на самом деле.

Центральный банк не в полной мере поддержал программу банкизации страны и мало что сделал, чтобы денежные потоки страны, как это было раньше, проходили в значительной мере через коммерческие банки, а не мимо них. Ведь объем средств в Казначействе, включая хозрасчетные средства бюджетных организаций, в середине 2008 года был примерно почти равен всем банковским активам, чего нет ни в одной стране, где банковские активы, по крайней мере, в 4-5 раз превосходят средства казначейств. К тому же даже бюджетные расходы в рыночных странах в значительной степени идут через банки. Надо когда-то задуматься над тем, что все активы российских банков сопоставимы с активами разорившейся инвестиционной компании «Лейман Браверс»,– более 700 млрд долл. Современный кризис так жестко отразился на российских банках еще и потому, что их ликвидность была на минимальном уровне из-за искусственного сжатия для борьбы с инфляцией в то время, когда на Россию накатила волна этого кризиса.

Очень важно понять, что без сильной банковской системы не может быть сильной социально-экономической системы страны, а, следовательно, успешного развития в перспективе. У нее не будет источников для такого развития. Отсюда вывод: надо не просто разработать в новых условиях вдохновляющую программу быстрого и всестороннего укрепления банковской системы России, но и начать претворять ее в жизнь.

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.