Основные направления совершенствования банковской системы
Страница 1

Повышение конкуренции в банковской среде возможно только при наличии конкурентоспособных национальных кредитных учреждений (в противном случае возникает угроза потери банковской безопасности). В связи с чем России насущно необходимы стратегия и программа развития национальной банковской системы, определяющие не только сохранение национальной банковской системы, но и повышение ее конкурентоспособности, а также степень и формы участия иностранного капитала в ней.

Для этого Правительством России должны быть реализованы определенные шаги, в том числе и в области институциональных преобразований:

1) крайне важно дальнейшее совершенствование законодательства, определяющего полномочия и возможности осуществления отдельных банковских операций небанковскими финансовыми институтами. Примером могут служить развитые и развивающиеся страны (в том числе и страны СНГ), в которых приняты и действуют специальные законодательные акты «О кооперативных кредитных организациях», «О трастовых и кредитных компаниях» и т.д. Данные законы учитывают специфику деятельности каждого института, но в то же время предусматривают возможности осуществление институтами одинаковых операций. Так, коммерческие банки развитых стран имеют право осуществлять управление капиталами, а небанковские учреждения – отдельные кредитные операции, в результате чего удается поддерживать высокий уровень конкуренции между финансовыми институтами и расширять спектр услуг. Кроме того, небанковские финансовые институты в этом случае смогут реализовывать дополнительные конкурентные преимущества на рынке привлекаемых ресурсов, поскольку они не обязаны выполнять требования Центрального Банка по резервированию средств.

2) Необходимо увеличение как совокупного капитал и реальных активов банковской системы, так и отдельных коммерческих банков. Что касается уровня концентрации российского банковского сектора, то он сопоставим с зарубежными странами: на долю пяти крупнейших российских банков приходится 43,8 % совокупных активов банковской сферы, тогда как в странах Еврозоны этот показатель равен 41%, а в отдельных странах Восточной Европы – от 25% в Германии, до 75% во Франции и 80% в Нидерландах. Укрупнение кредитных учреждений в условиях возрастающих объемов сделок – закономерный процесс, который характерен для всех стран (это происходит и в России). Но если в 80-90-е годы ХХ века совершались сделки по слиянию банков внутри развитых стран, то с середины 1990-х гг. стали преобладать сделки по приобретению банками развитых стран кредитных организаций других развитых и развивающихся стран. С середины 2000-х гг. банки развивающихся стран стали выступать в качестве покупателей кредитных организаций в других развивающихся странах с более слабой институциональной средой. В 2005 г. 27% всех иностранных банков в развивающихся странах принадлежали банку другой развивающейся страны, в то время как эти банки владели 5% всех активов. При этом средняя стоимость сделок инвестиционных банков России не превышает 300 млн долл., тогда как в развитых странах этот показатель составляет 1,7 млрд долл. Однако в области регулирования сделок по слияниям и поглощениям в банковской сфере должна использоваться более осторожная политика. Можно ориентироваться на методы ,используемые развитыми странами, в которых действуют ограничения как по максимальной величине рыночной доли создаваемого в результате слияния банка (не более 30-35% рынка), так и по совокупной доле четырех-пяти крупнейших банков страны (60-70%). Одновременно с этим, Центральный Банк России должен ужесточить контроль за соблюдением коммерческими банками Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», под который должны подпадать все крупные сделки по обналичиванию денежных средств, объем которых, по оценкам экспертов, достигает 80 млрд руб. в месяц, переводы средств на счета компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.