Основные направления совершенствования банковской системы
Страница 2

3) Сохранение ограничения доли участия иностранного капитала. Согласно условиям вступления России в ВТО, доля средств нерезидентов повышена с 25 до 50% (в 1990-е гг. этот показатель составлял 12%), а затем планируется полностью отменить такое ограничение.

Хотя можно привести несколько примеров, когда именно закрытость банковского сектора позволила добиться колоссальных успехов как по темпам роста экономики, так и по наращиванию капитала и активов кредитных учреждений (Япония и Китай). Для большинства развитых европейских стран характерна незначительная доля средств нерезидентов в банковском секторе (около 20%), при этом иностранным банкам разрешается осуществлять все виды банковских операций, но при выполнении требований по минимальной величине депозитов клиентов-физических лиц. Вместе с тем, следует признать позитивным решение о внесении в законодательство норм, определяющих уведомительный порядок приобретения одного процента акций кредитных организаций и разрешительный порядок приобретения более 10% акций кредитных организаций как для резидентов, так и для нерезидентовю

4) Учитывая, что российские коммерческие банки предпочитают работать с «короткими» деньгами, создать условия для долгосрочного долгового внешнего финансирования организаций, в том числе за счет расширения используемых инструментов – лизинга, проектного финансирования.

5) Сохранение присутствия государства в нескольких банках, осуществляющих кредитование реального сектора и физических лиц (в Китае до сих пор наиболее значимыми являются государственные банки, что не помешало трем банкам страны войти в рейтинг 25 крупнейших банков мира).

6) Совершенствование платежной системы страны. С одной стороны, важным представляется расширение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени, совершенствование системы тарифов, внедрение единых стандартов электронных документов и др. С другой стороны необходимы изменения в позиции Банка России по регулированию частных платежных систем, с помощью которых производятся внутри- и межбанковские расчеты (пока же банк выступает только в качестве консультанта). В этом отношении можно опираться на опыт развитых и некоторых развивающихся стран, в которых центральные банки более активно участвуют в контроле за состоянием платежных систем. Так, полномочия центрального банка в области регулирования частных платежных систем включают в себя (***):

• утверждение платежных систем банков и правил их использования (Франция,

Норвегия, Сингапур, Гонконг);

• введение условия функционирования для участников платежных систем

(Франция, Норвегия, Сингапур, Гонконг, Австралия);

• введение центральным банком штрафных санкций для участников платежной

Системы (Австралия, Австрия, Канада, Норвегия, Швейцария, Гонконг,

Сингапур, США) и т.д.

7) Содействие созданию в стране специализированных кредитных организаций: инвестиционных и ипотечных банков, кредитных союзов, функционирующих в том числе на рынке микрокредитования. В развитых странах для этих целей созданы специализированные инвестиционные банки, деятельность которых подпадает под особый режим законодательного регулирования, в том числе и в области налогообложения.

8) Усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны регулирующих органов, а также разработка и внедрение системы оценки и предотвращения рисков банковской системы. Определенные сдвиги в этом направлении уже имеются: с 1 января 2008 года каждый коммерческий банк курируется представителем Центрального Банка России.

9) Создание условий для скорейшего внедрения требований принципа Базеля-II по управлению рисками банковской сферы, позволяющих повысить доверие клиентов и, в первую очередь, физических лиц.

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.