Гарантийные операции как банковский продукт
Страница 2

Непередаваемость прав означает, что бенефициар не может передать свое право требования к гаранту, если об этом прямо не указано в гарантии.

Возмездность обязательства заключается в том, что гарант получает от принципала вознаграждение за выдачу гарантии.

Размер вознаграждения оговаривается в соглашении между банком и должником (ст. 369 ГК РФ). Вознаграждение может быть установлено как в процентном отношении к сумме гарантии, так и в твердой сумме.

Предоставление гарантии и исполнение обязательств

Как правило, банк предоставляет гарантию хозяйствующим субъектам, которые имеют высокий финансовый рейтинг. Инициатором отношений чаще всего выступает должник (именно он в первую очередь заинтересован в получении гарантии со стороны кредитной организации). Однако побудить его к таким действиям может кредитор, для которого наличие банковской гарантии является обязательным условием заключения гражданско-правового договора.

Обязательство действительно только в том случае, если оно оформлено в письменном виде. Поскольку банковская гарантия - это односторонняя сделка, заключение письменного соглашения между гарантом и принципалом необязательно. Достаточно того, что письменное согласие будет только со стороны гаранта (п. 3 приложения к информационному письму ВАС РФ от 15.01.98 г. N 27 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии"). Гарантия может быть оформлена в виде гарантийного письма или посредством электронной связи.

Банковская гарантия должна обеспечивать выполнение основного обязательства. В противном случае она может быть признана судом недействительной. Закон подробно регламентирует такую важную часть отношений между гарантом и бенефициаром, как предъявление требований по исполнению гарантии. Это вполне закономерно, поскольку исполнение обязательств гаранта является краеугольным камнем института банковской гарантии. Правила предъявления требований бенефициаром и основания отказа в их удовлетворении закреплены в ст. 374-377 ГК РФ.

Для того чтобы получить удовлетворение, бенефициару необходимо оформить требование письменно. Форма документа законом не оговорена, однако имеются указания на его содержание и срок предъявления. В требовании должно быть указано, в чем выражается нарушение принципалом основного обязательства. Помимо самого требования необходимо представить документы, которые перечислены в гарантии. О нарушении обязательства можно указать и в приложении (п. 1 ст. 374 ГК РФ).

Здесь следует обратить внимание на то, что неполнота такой информации или даже неверно изложенные обстоятельства не влияют на обязанность гаранта произвести платежи. Как следует из ст. 375 ГК РФ, гарант должен рассмотреть требование бенефициара, проявив при этом разумную заботливость, чтобы установить соответствие друг другу приложенных документов и гарантии.

Практика применения института банковской гарантии показывает, что в требовании бенефициара должны быть указаны:

наименование бенефициара;

наименование и адрес гаранта;

номер и дата гарантии;

ссылка на основной договор, в обеспечении которого выдана гарантия;

указание на то, что принципал нарушил обязательство и в чем это нарушение выражено;

документы, которые прилагались к гарантии.

Из требования должно быть понятно, что бенефициар желает получить по гарантии определенную сумму денег в конкретной валюте.

Как правило, требование оформляют на бланке бенефициара и направляют его банку-гаранту; требование необходимо предъявить по месту нахождения гаранта (в противном случае бенефициар рискует пропустить срок подачи требования).

На практике нередки ситуации, когда в гарантии закрепляют необходимость предъявления требования через какой-либо авизующий банк (это делается с той целью, чтобы посредник подтвердил подлинность требования и полномочия лиц, его подавшего).

В требовании должно быть четко и недвусмысленно указано, что бенефициар желает получить конкретную денежную сумму за нарушение принципалом своих обязательств. Если сумма не указана, а имеются лишь рассуждения о не добропорядочности должника, то бенефициар рискует вступить в неконструктивную переписку с гарантом, и срок выплаты отодвинется на неопределенное время.

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.