Особенности белорусского фондового рынка
Страница 2

Отраслевая и региональная структура эмитентов ценных бумаг (количество участников) в Беларуси по состоянию на 01.04.2008 г. представлена на рисунках (по данным Белорусской валютно-фондовой биржи):

jpg" alt="http://infobank.by/803/ctl/HtmlInDB/action/edit/itemid/1184/siteadmin_cms_from_editor/fondrunokteorrealn_2.jpg.aspx">

Рисунок 4.2 Отраслевой разрез игроков на бирже

Основными эмитентами акций являются промышленные предприятия и строительные организации, «монополистами» среди эмитентов облигаций выступают банки.

http://infobank.by/803/ctl/HtmlInDB/action/edit/itemid/1184/siteadmin_cms_from_editor/fondrunokteorrealn_3.jpg.aspx

Рисунок 4.3 География владельцев ЦБ

Как видно, большая часть эмитентов, как и следовало ожидать, расположены в столице или рядом с ней, наименьшее – в г. Гродно и его области.

Таким образом, при всем многообразии различных видов ценных бумаг, фондовый рынок Беларуси не дает особо большого выбора своим участникам между видами ценных бумаг. По сути, выбор один: акции или облигации (государственные или банковские).

При этом акции можно приобретать практически только при первичном их размещении, так как на вторичном рынке их обращение практически отсутствует. А раз отсутствует их обращение, то и заработать на акциях весьма проблематично.

Для физических лиц, пожалуй, единственная возможность стать акционером – это стать работником какого-нибудь предприятия, планирующего эмиссию акций, купить небольшой «пакет» акций и замереть в ожидании, когда вам будут начислять от прибыли дивиденды, ждать которых, порой приходится годами, да и размер их вызывает слезы. Это практика, которую прошли акционеры многих государственных предприятий. Акции успешных организаций, естественно, приобрести практически невозможно. [23]

Поэтому, единственным на сегодняшний день видом ценных бумаг, на котором у нас хоть как-то можно заработать, является облигация. Не забудем при этом, что юридическим лицам придется уплатить немалый налог с доходов от операций с облигациями в размере 24%. Немногим лучше ситуация выглядит для физических лиц. Доходы от облигаций с физических лиц налогом не облагаются, но это касается только банковских облигаций. Поэтому физическим лицам, желающим заработать на ценных бумагах, остается только приобретать банковские облигации. Однако здесь у облигаций есть хорошая альтернатива – банковские депозиты (вклады).

Таким образом, перспективы белорусского фондового рынка как хорошего источника получения высоких доходов представляются весьма туманными, если, конечно, в ближайшее время не произойдет положительных преобразований в республиканском законодательстве в сфере фондового рынка. Тем более, что надежды на это у нас есть.

В последнее время все чаще звучат разговоры о необходимости увеличения объемов привлечения инвестиций, реализации масштабных инвестиционных проектов. Также следует отметить, что государство потихоньку начинает «впускать» инвесторов на некоторые предприятия (Velcom и ОАО «Мотовело» уже проданы, ведутся переговоры о продаже «МАЗа», «Полимира», «Нафтана», оператора сотовой связи «БЕСТ» и других предприятий).

Очевидно, государство осознало, что привлечение инвестиций невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата, важным индикатором которого является национальный фондовый рынок. Приятно отметить, что предприняты конкретные шаги навстречу фондовому рынку, например принятое 21.01.2008 года Постановление Совета министров и Нацбанка №78/1, в котором утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008–2010 годы.

В данной Программе констатируется неблагоприятное положение дел на белорусском фондовом рынке и намечены конкретные шаги по кардинальному улучшению ситуации, которые предусматривают:

• снятие ограничений на эмиссию и обращение ценных бумаг, в особенности акций;

• снижение государственного участия на фондовом рынке;

• упрощение процессов обращения ценных бумаг;

• снижение ставок налогов на доходы от операций с ценными бумагами;

• придание национальным ценным бумагам привлекательности для зарубежных инвесторов;

• интеграцию национального фондового рынка в мировую экономику. Можно было бы говорить о том, что это очередные проекты, которые останутся проектами, но реализация данной прогрессивной Программы, которая некоторыми аналитиками названа «революционной», не заставила себя долго ждать.

Уже в марте сего года вышло два достаточно емких законодательных акта, предполагающих конкретные шаги на пути реализации описанной выше Программы. Это, во-первых, Указ Президента РБ №144 от 04.03.2008 г., отменяющий особое право «золотой акции» государства, что означает послабление государственных ограничений на обращение акций, во-вторых, Декрет Президента РБ №5 от 28.03.2008 г., который призван стимулировать развитие рынка облигаций. Данный Декрет позволяет создать условия для повышения привлекательности облигаций посредством:

Страницы: 1 2 3

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.