Проблемы вексельного рынка
Страница 1

Уже несколько лет многие профучастники говорят о том, что по мере развития облигационного рынка вексельный рынок неизбежно начнет вымирать, постепенно снижая обороты. Однако сегодня можно утверждать, что этого НЕ происходит, напротив, вексельный рынок эволюционирует, приобретая опыт размещения и обращения облигаций.

Одним из таких эволюционных шагов стало повышение публичности вексельного рынка. В большей степени это касается выхода на рынок новых заемщиков. Так, размещению векселей той или иной компании в последнее время, как правило, предшествует довольно серьезная работа по ознакомлению потенциальных инвесторов с ее историей и текущей деятельностью, финансовым положением и уровнем кредитоспособности. Для достижения максимального эффекта векселедатели активно сотрудничают со СМИ, выпускают пресс-релизы и инвестиционные меморандумы, ничем не уступающие облигационным. В результате к моменту выписки бумаг участники вексельного рынка имеют довольно четкое представление о положении дел у векселедателя, а не покупают кота в мешке, как это было раньше. Пойти на подобный шаг компании и кредитные организации вынудило два обстоятельства: прошлогодний кризис доверия и желание сформировать полноценный рынок по своим обязательствам.

Что касается кризиса доверия, то, после проблем с некоторыми коммерческими банками летом 2004 г. рынок банковских векселей на несколько месяцев сократился до минимума: в обращении остались бумаги лишь двух десятков банков. Активность в секторе корпоративных бумаг вообще упала до нуля. Однако по мере решения внутренних проблем и возобновления тенденции к снижению доходностей участники вексельного рынка вернулись к вопросу восстановления прежних и необходимости открытия новых лимитов. Этот момент в истории вексельного рынка можно назвать переломным. Дело в том, что на продолжительный период времени уровень доходности векселя перестал иметь решающее значение, тогда как надежность векселедателя, напротив, вышла на первое место. Естественно, подобные перемены вынуждали векселедателей повышать свою открытость и прозрачность и в результате становиться более публичными.

Было еще одно обстоятельство, заставившее заемщиков пересмотреть свой подход к вексельным программам, а заодно и изменить требования к их организации. Долгое время размещение обязательств новых и малоизвестных векселедателей, будь то банк или компания, осуществлялось по схеме "векселедатель - организатор размещения - клиенты организатора выпуска". В качестве организатора выпуска, как правило, выбирался участник вексельного рынка, располагающий широкой клиентской базой. При этом нередко многие из его клиентов сами напрямую с векселями не работали, доверяя свои средства в управление. В итоге большая часть выпуска оседала в их портфелях до погашения. Если же у кого-нибудь из клиентов возникала потребность в деньгах, то продать векселя можно было лишь организатору, так как никакого рынка по размещенным таким способом векселям, естественно, не существовало. В отдельных случаях векселедатель предоставлял возможность досрочного учета своих векселей, однако, как правило, объявленные им ставки ущемляли интересы держателя бумаги.

Изначально подобная схема вполне устраивала векселедателей, поскольку их главной задачей было оперативное привлечение средств на текущие нужды. Однако со временем заемщики осознали, что, повышая ликвидность собственных обязательств, они могут не только привлекать средства более дешево и оперативно, но и существенно повышать объем такого рода заимствований. В результате перед организаторами вексельных программ, помимо всего прочего, все чаще стала ставиться задача по организации полноценного вторичного рынка размещаемых бумаг.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.