Содержание и особенности розничного обслуживания физических лиц, его роль в развитии банка
Страница 1

Банки являются неотъемлемой частью современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Банки находятся в центре экономической жизни любого государства, они обслуживают интересы всех хозяйствующих субъектов, и тем самым, создают связь между промышленностью и торговлей.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства.

Как структурный элемент рыночной экономики коммерческий банк существует, пока имеется спрос на его товар (услуги). Коммерческий банк – финансовый посредник между теми, кто располагает временно свободными денежными средствами, и теми хозяйственными единицами, которые нуждаются в дополнительном капитале. Особенности взаимодействия клиента и банка обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. Под термином "банковская продукция" понимается любая услуга или операция, совершенная банком.

Сегодня все больше и больше людей обращаются в банки, кто-то нуждается в получение ссуды, другие желают осуществить денежные переводы, открыть счет в банке и т.д. Значимость банков возрастает с каждым днем, поэтому современному человеку просто необходимо знать основные функции и операции банков, что бы хорошо ориентироваться в экономическом мире.

Рынок банковских услуг в результате кризиса значительно сузился. Исчезли в первую очередь инструменты высокой доходности и мгновенной ликвидности, какими являлись для некоторых банков государственные ценные бумаги. Замер рынок межбанковских кредитов, закрылись лимиты на документарные и форексные операции в иностранных банках, прекратились форвардные, фьючерсные сделки с валютой, резко сократилось число импортных контрактов мелких и средних торговых предприятий.

Банки сконцентрировались на оказании традиционных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, операциям с векселями. Степень доверия к банку и уровень качества оказываемых услуг стали играть главенствующую роль.

Одним из направлений поступательного развития банковского сектора в современных условиях может стать розничный банковский бизнес. Это вызвано рядом причин.

Во-первых, крупные корпоративные клиенты уже охвачены банковскими услугами, и конкуренция в секторе корпоративных услуг сложилась жесткая. Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет огромный потенциал роста. Во-вторых, сбережения населения являются важным источником ресурсов для банков. В-третьих, кредитование населения способствует росту потребительского спроса, который выступает одним из факторов экономического роста. Кроме того, расширение услуг населению позволяет диверсифицировать банковскую деятельность и снизить банковские риски в целом.

Рассмотрим три основных канала взаимодействия современного розничного банка с клиентом - физическим лицом:

- Непосредственное обслуживание клиента в банке;

- Удаленное взаимодействие клиента с банком;

- Выполнение банком прямых и косвенных поручений клиента в его отсутствии.

К первой группе взаимодействий можно отнести операционно-кассовое обслуживание, валютообменные операции, весь спектр услуг, связанный с выпуском и обслуживанием пластиковых карт, прием коммунальных и прочих платежей, осуществление денежных переводов, покупка и продажа дорожных чеков, ведение сейфовых ячеек, операции с ценными бумагами, кредитование населения, получение информации и отчетов по счетам, картам и платежам.

Под удаленным взаимодействием клиента с банком можно рассматривать все платежные операции, которые клиент может выполнить, не появляясь ни в одном из офисов банка, а также все запросы на получение информации, которые могут быть обработаны дистанционно. К ним в первую очередь следует отнести безналичные платежи для оплаты товаров и услуг, операции по конвертации валют, денежные переводы по указанным реквизитам, заведение новых счетов, возможность управления своим депозитным и кредитным портфелями, предоставление кредитов по месту расположения торговых организаций, получение информации о состоянии счетов, договоров, карт и о проведенных операциях. Сюда же относится и большая группа операций, которая может совершаться с использованием пластиковых карт вне офисов банка, а также платежи по карточным зарплатным схемам. В качестве каналов связи, через которые здесь происходит взаимодействие клиента с банком, может рассматриваться Интернет, обычный или мобильный телефон, система SMS - сообщений.

К третьей группе операций можно отнести всю совокупность действий банка, направленных на обслуживание счетов, карт и платежей клиента в его отсутствии. Эти действия могут порождаться прямыми поручениями клиента банку, как, например, поручение перечислить некоторую сумму со своего счета по указанным реквизитам. Другая многочисленная группа операций возникает исходя из необходимости банка выполнять перед клиентом свои договорные обязательства. Например, договор на открытие депозитного счета порождает операции, связанные с начислением процентов, удержанием налогов, пролонгациями и т.п. Договор на обслуживание платежной карты обязывает банк отражать на картсчете все платежные операции, сделанные им по карте, удерживать комиссии и пр. Эта группа операций в розничном банке является наиболее многочисленной. Причем все эти операции должны выполняться системой автоматизации банка самостоятельно, исходя из заранее определенной логики обслуживания клиента в данном финансовом учреждении.

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.