Содержание и особенности розничного обслуживания физических лиц, его роль в развитии банка
Страница 3

В целом, мнение отечественных ученых по проблеме разграничения понятий банковской операции и банковской услуги сводился к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковских операций. В этой связи иллюстративно мнение О.

И. Лаврушина, согласно которому отличие банковских операций от услуг заключается в том, что "операции осуществляются в денежной форме, отражают денежные потоки в различных фазах воспроизводства, совершаются непосредственно через банки".

Исследуемое понятие является одним из элементов множества правовых явлений, каждому из которых одинаково присущи признаки и характеристики, относящиеся к содержанию понятия "финансовая услуга". Проще говоря, понятие "банковская услуга" входит в состав более общего понятия "финансовая услуга". Этот вывод следует из положения статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", согласно которому предметом регулирования этого закона являются "отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг". Таким образом, в данном случае в понятие "финансовая услуга" включено понятие "банковская услуга".

Для того чтобы выяснить объем понятия "банковской услуги", достаточно ознакомиться с содержанием ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где дан исчерпывающий перечень банковских операций и других сделок кредитной организации. Следовательно, понятие "банковской услуги" в соответствии с федеральным законом включает в себя банковские операции и сделки. Однако возникает вопрос, касающийся сущности "банковских услуг" и "банковских операций" и их различий, если таковые имеются.

В российской экономической литературе понятие "банковская услуга" определяется, с одной стороны как "массовая операция", а с другой - как "проведение банковских операций по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату". Некоторые авторы называют банковской услугой "выполнение банком определенных действий в интересах клиента".

Очевидно, что банковская услуга – интеллектуальный продукт. Формирование и создание банковской услуги происходит на основе маркетинговых исследований рынка, потребностей клиентов. Также очевидно, что банковская услуга ориентирована на извлечение банком маржи или прибыли. Опираясь на все эти факторы, можно дать следующее определение понятия банковской услуги.

Банковская услуга – профессиональный интеллектуальный продукт, состоящий из комплекса банковских операций, которые приводят к оптимальному исполнению требований клиента и созданный с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли.

Банковские услуги имеют следующие особенности:

1) В своей основе абстрактны; в момент получения потребитель не видит их материальной субстанции; они приобретают конкретный характер на базе заключенного договора между банком и потребителем банковских услуг;

2) Оказание их связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги предприятий или физических лиц, деньги наличные и в безналичной форме, деньги, в электронной форме или на бумажных носителях, различные денежные документы);

3) Покупка или продажа большинства услуг связана с протяженностью во времени. Потребитель услуг, например при получении кредита, открытии депозита, покупке банковской ценной бумаги или при абонировании банковского сейфа, вступает в более или менее продолжительные отношения с банком.

Спектр банковских услуг настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг. В основу классификации могут быть положены как свойства, характерные для всего класса услуг (неосязаемость, неотделимость от источника предоставления, невозможность хранения), так и особенности, присущие исключительно банковским услугам.

Таблица 1 - Классификация банковских услуг

Рассмотрим прямые и косвенные услуги. Прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие, инвестиционные услуги). Косвенные или сопутствующие, облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые услуги, телефонное управление счетом(домашний банк), консультационные услуги, выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета).

Страницы: 1 2 3 4

Новое на сайте

Банковские услуги

В настоящее время коммерческие банки борются за качество предоставляемых услуг клиентам. Именно повышение качества обслуживания при осуществлении операций в течение одного операционного дня является одним из главных критериев выбора банка частным лицом.